На крупнооптовом рынке продолжается хрупкое равновесие. Трейдеры отмечают большие проблемы с приобретением валюты, что, по их мнению, может вновь дестабилизировать ситуацию. Средние оптовые цены с 29 сентября по 6 октября изменились следующим образом: А-92 – 20020 грн./т (-270 грн./т); А-95 – 199900 грн./т (-370 грн./т); ДТ – 17870 грн./т (-430 грн./т).
Снижение цен в крупном опте продолжается неспешными темпами. Официальный курс гривны в 12,95 грн./$1 и котировки межбанка на уровне 12,90-13,30 грн./$1 должны были позволить трейдерам существенно снизить цены на ресурс. Однако, как отмечают операторы рынка, укрепление гривны повлекло валютный дефицит. “На неделе нам удалось купить в 6 раз меньше валюты, чем было необходимо”, – отмечает крупный импортер.
Ряд оптовиков прибегает к оформлению валютных кредитов, так как такая схема работы более выгодна банкам и для нее валюта находится в первую очередь. “По сути мы кредитуемся под процент, который практически нивелирует укрепление нацвалюты”, – заявил сотрудник финансового отдела столичного поставщика. О проблемах с валютой сообщило подавляющее большинство участников рынка. В “БНК-Украина” также отмечают, существенные осложнения в работе с украинскими контрагентами, связанные с задержками валютных платежей.
В бензиновом сегменте крупного опта сузилось предложение А-92, что привело к менее динамичному снижению средних цен и создало редкую ситуацию, при которой котировки А-95 несколько ниже А-92. 6 октября с “двойкой” на рынок вышли 2 оператора (не считая Кременчугский НПЗ). Румынский А-92 торгуется по 19700 грн./т в порту Ильичевска (“Ромпетрол-Украина”), белорусский на ст. Васильков (ЗНГК) – по 20350 грн./т. В срезе предложения по А-95 тотально доминирует румынский ресурс. “Закарпатнефтепродукт-Мукачево” выставляется в портах Николаева и Ильичевска – 20100-20200 грн./т. В Ильичевске “Ромпетрол” сохранил цену “пятерки” на уровне 19900 грн./т. Также “Народная” сложила наконец цену на ст. Вадул-Сирет – 19750 грн./т.
Ряд трейдеров придерживает бензиновый ресурс, не выходя на рынок до получения от банков заказанной валюты. “Мы отсиделись 3 дня, долларовый счет так и не пополнился. Без понимания того, сможем ли сделать предоплату за ресурс, мы не можем выставлять цену”, – пояснил позицию один из постоянных поставщиков бензинов на ст. Коростень.
Ситуация в “дизельном” сегменте сильно отличается. В понедельник на рынок с ДТ вышли 10 трейдеров. “Интергал”, ЗНГК, “ОЛЭНЕРГО” и “Востокнефтетрейд” выставляют белорусский ресурс по Коростеню по 17900 грни/т. “ОЛЭНЕРГО” и “Востокнефтетрейд” также вышли с российским ресурсом по Купянску. “ОЛЭНЕРГО” поставило ДТ Евро-3 по 17400 грн./т. “Закарпатнефтепродукт-Мукачево” с порта Ильичевска ведет реализацию греческого дизеля по 18250 грн./т. При этом трейдеры отмечают, что компания уступает 250 грн./т на реальных сделках.
По мнению аналитиков, снижение котировок в сегменте крупного опта может продолжиться. Усугубление ситуации с валютным обеспечением грозит вылиться в дефицит отдельных товарных групп. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)