Химия Украины и мира

Россия: цена горючего – воля государства

Ценообразование бензина – одна из самых больших загадок мировой экономики. Самое дешевое топливо продают в Венесуэле – за литр просят 2 цента США. Самый дорогой бензин в Норвегии – EUR2. И та, и другая страна не только обеспечивает себя собственной нефтью, но и является одним из самых активных игроков на мировом рынке энергоресурсов. Объективно рыночная стоимость горючего формируется исходя из целого ряда составляющих: добыча, транспортировка, переработка и розничная наценка. Но только не в РФ. В России, которая делит первое место с Саудовской Аравией по уровню добычи “черного золота”, только за 9 месяцев цифры на ценниках АЗС “взлетели” на 11,5%. Это значительно выше реальных темпов инфляции, составляющих на сегодняшний день около 8%. При этом за последние 3 месяца стоимость нефти упала почти на четверть. Что же толкает внутренние цены вверх? Это происходит благодаря тому, что до 65% стоимости нефтепродуктов в России состоит из налогов и сборов. Так же, как и в одной из самых дорогих стран мира – Норвегии.

В первой половине октября цены на бензин выросли в большинстве российских регионов. Больше всего горючее подорожало в Якутии – на 1,9%. Есть примеры и снижения – во Владикавказе бензин упал в цене на 0,1%. В среднем на российских АЗС, например в Москве и Санкт-Петербурге, литр АИ-92 стоит от 31,95 до 33,90 руб., АИ-95 – от 34,90 до 36,70 руб. Существует несколько причин, почему рядовые потребители сегодня получают топливо по завышенной цене при условии, что Россия – крупнейшая нефтяная держава.

Причина №1 – рост автомобильного рынка. Автомобильный рынок продолжает расширяться, несмотря на кризис и падение продаж. Спрос на топливо пропорционально возрастает. Личными автомобилями владеет более 40% российских семей, поэтому проблема подорожания бензина – весьма актуальна. В 2014 г. возможен рост количества автомобилей еще на 4-5%, уверен директор Auto-dealer.ru Олег Дацкив. Очевидно, что это поднимает спрос на топливо. Помимо моторного топлива значительно растет спрос на авиатопливо. Такая тенденция наблюдалась всю вторую половину года и к декабрю обещает достигнуть максимума. Специалисты отмечают, что расход топлива обусловлен в том числе геополитическими рисками: с мая в России резко увеличилось количество военных учений, которые потребовали дополнительного топлива.

Причина №2 – отсутствие госдотаций. Как правило, страны – экспортеры нефти дотируют производителей бензина, не позволяя им устанавливать высокие цены. В России власти не дотируют производителей и потребителей бензина, несмотря на экспортный потенциал страны, и облагают топливо налогами, которые повышают его цену. Например, в Венесуэле цены на бензин не меняются 17 лет. Литр горючего стоит там 9 сентимов, а заправка 50-литрового бака – 4,5 боливара. Американский доллар стоит 6,3 боливара. Другими словами, полный бак бензина в Венесуэле обходится водителю в 75 центов (примерно 25 руб.). Несмотря на то, что экономика Венесуэлы все эти годы испытывает серьезные трудности, Каракас не перекладывает государственные проблемы на плечи рядового населения.

Причина №3 – налоги и акцизы. Стоимость горючего формируется исходя из ряда составляющих: добыча, транспортное плечо, перегонка (первичная – идущая на сырье для моторного топлива, более глубокая – для получения высокооктановых бензинов) и розничная наценка. Несмотря на непростую логистическую цепочку, наибольшая доля (60-65%) стоимости горючего складывается из налогов и сборов, которыми правительство обкладывает вертикально интегрированные нефтяные холдинги. Доходы бюджета зависят от экспорта энергоресурсов, поэтому государство старается “отжать” это направление по максимуму. В бюджеты разных уровней добытчики “черного золота” платят несколько видов налогов: налог на добычу природных ископаемых (НДПИ), экспортные пошлины (на сырую нефть и на светлые и темные нефтепродукты), налоги на имущество, налог на прибыль. Государство почти ежегодно меняет свою налоговую политику в отношении добывающих компаний, увеличивая нагрузку сначала в одной, потом в другой части. Производители распределяют налоговые отчисления так, чтобы максимально повысить чистую прибыль. Например, в 2013 г. нефтяники выплатили на 2,7% НДПИ больше, нежели в 2012 г. Причем этот рост был скорее связан с изменением правил взимания налогов и размера ставок сборов, нежели с конкретными производственными показателями. По экспортным пошлинам на сырую нефть по сравнению с 2012 г. произошло проседание на 6,3% (156 млрд. руб.).

Причина №4 – сверхдоходы нефтекомпаний. Российские нефтяные компании предпочитают экспортировать нефть, поскольку чем выше мировая цена, тем выгоднее ее экспортировать и тем менее доходно ее перерабатывать внутри страны. Чтобы большая часть нефти перерабатывалась в России, ранее правительство повышало экспортные пошлины. Эти меры позволяли если не снизить цены на бензин, то остановить их рост. В 2014 г. чиновники приготовили производителям и потребителям топлива очередной сюрприз. Минфин проводит так называемый большой налоговый маневр. С одной стороны, ведомство снижает экспортные пошлины на нефть и светлые нефтепродукты, сокращая действующие ставки более чем вдвое в 2016 г. Также Минфин предлагает повысить пошлину на темные нефтепродукты в 2015 г. на 75%, а не на 100%, как это заложено сейчас в бюджете. Компенсировать выпадающие доходы бюджета министерство собирается за счет увеличения ставки НДПИ в 2016 г. более чем в 2 раза. Чтобы цены на внутреннем рынке резко не рванули вверх, Минфин предлагает в несколько раз сократить акцизы. В чем логика этого предложения? Каким образом за счет манипуляции с налогами чиновники намерены продолжать наполнять бюджет нефтедолларами от экспорта сырья и не сильно ударить по карману рядового автолюбителя? Эффект маневра для бюджета, по мнению Минфина, будет нейтральным. Несмотря на бюджетные потери в 7 млрд. руб. в 2015 г., еще через год казна получит дополнительно 87 млрд. руб. Общее влияние на отрасль министерство также считает положительным: компании смогут зарабатывать 280 млрд. руб./год по сравнению с прежним сценарием, предусматривающим рост пошлин на мазут. Влияние на розничные цены планируется умеренным: Минфин ожидает рост цен в следующие два года примерно на 1,5 руб./л АИ-95 и на 2 руб. – за тот же объем дизеля. При этом министерство предлагает меры субсидирования для прямогонного бензина и авиакеросина за счет налогового вычета по акцизам для компаний, которые поставляют это топливо на внутренний рынок. Другими словами, нефтяники смогут экспортировать больше нефти и светлых нефтепродуктов, а бюджет компенсирует свои потери, получая больше налогов с добычи “черного золота”. Розничный рынок России при этом не должен пострадать. Продавцы, которые реализуют топливо внутри страны, получат определенные льготы, способные, как полагают чиновники, нивелировать рост НДПИ.

В настоящее время российские чиновники подозревают крупных участников биржевых торгов в манипулировании ценами на нефтепродукты. Если их подозрения подтвердятся, то топливные компании ожидают многомиллиардные штрафы, но потребителям вряд ли стоит готовиться к снижению цен. Рост цены на бензин уже начался и в ближайшее время продолжится.

Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития: “Прямой связи между дешевеющей на мировом рынке нефтью и внутренними ценами на бензин и дизтопливо нет, поскольку до 65% стоимость нефтепродуктов состоит из налогов и сборов. В этом году государство совершило очередной “налоговый маневр”, начав трехлетнее сокращение экспортных пошлин с 60% до 55% с одновременным увеличением размера НДПИ. В 2014 г. ставка этого налога выросла с 470 руб./т нефти до 493 руб., в 2015 г. – до 530 руб., в 2016 г. – до 559 руб. Рост за 3 года на 19%. Таким образом, дорожает себестоимость производства нефтепродуктов и вкупе с сезонным фактором (осенью спрос на нефтепродукты из-за сбора урожая и увеличения автоперевозок растет) оказывает сильнейшее давление на внутренние цены топлива. Добавьте ежегодные миллиардные расходы нефтяных компаний на модернизацию НПЗ, часть из которых еще не перешла на производство евро-4, и все станет понятно. Наконец, еще один фактор, о котором многие забывают. Так сложилось, что 95-й бензин у нас негласно привязан к валютному курсу рубля: 1 л стоит $1. В первой половине года мы достигли таких показателей. Дело в том, что большая часть издержек нефтяных компаний номинирована в валюте: кредиты, затраты на геологоразведку, нефтесервис и т. д. Нефтяники стремятся выдерживать паритет между стоимостью валюты и рублевой ценой бензина. Однако сейчас национальная валюта девальвировалась, а 95-й остался на прежнем ценовом уровне 37 руб./л. В связи с этим мой прогноз следующий: до конца года бензин подорожает до 38-38,5 руб.”. (Московский комсомолец/Химия Украины и мира)

Exit mobile version