Химия Украины и мира

Украина: розничный рынок нефтепродуктов в январе-июле 2014 года

Кризис нанес сокрушительный удар по рынку нефтепродуктов Украины. Рост цен, который вследствие девальвации гривни составил 50%, заставил потребителей в июле сократить использование бензина почти на четверть по сравнению с 2013 г. Наибольшие потери рынок несет на востоке страны, где многие автозаправочные станции не подлежат восстановлению. Не все операторы рынка нефтепродуктов потеряли продажи. Легче переносят кризис те, кто имеет доступ к государственным ресурсам либо “бодяжит”.

За январь-июль продажи нефтепродуктов на АЗС по сравнению с 2013 г. снизились на 8,62% (без учета АРК). На первый взгляд, немного, хотя, по мнению отраслевых аналитиков, на фоне предыдущих лет с их 2-3%-ными колебаниями – внушительно. Однако лучше раскрывает суть происходящего детальное изучение динамики продаж. Такой “спокойный” накопительный результат обусловлен тем, что в январе-мерте показатели превзошли уровни “провального” 2013 г., запомнившегося затянувшимися морозами и связанным с этим низким потреблением. С апреля, когда проблемы в госфинансах стали очевидны, стартовало крушение реализации нефтепродуктов. Если апрельское отставание составило 3,73%, то июльское – 21,8%. Впереди “бежит” бензин, реализация которого в июле обвалилась на 26,4% по сравнению с июлем 2013 г. Дизельного топлива было продано меньше на 14,4%. Речь идет о наличных продажах, которые отражают ситуацию с частными автомобилистами, а по сути говорят об их платежеспособности.

Промышленный сектор за 7 месяцев снизил закупки бензина на 14,5%, дизтоплива – на 5,3%. Продолжение, как говорится, следует.

Усиленный темп снижения потребления бензина связан помимо падающей платежеспособности автомобилистов с продолжающимся переводом транспорта на сжиженный газ (LPG). Если в 2013 г. литр газа был дешевле бензина А-95 на 4-5 грн./л, то сейчас – на 8-9 грн./л. Переходу на LPG мешает подорожавшее вместе с валютой газобаллонное оборудование. Но, судя по недельным очередям на СТО, оно того стоит. По предварительным данным, за 7 месяцев розничные продажи сжиженного газа выросли на 20%, или на 45 тыс. т. Это означает, что около половины “исчезнувших” в этом году объемов бензина “превратились” в газ. Это убедительная и лучшая иллюстрация оптимизации энергопотребления в сегменте моторных топлив.

В территориальном разрезе наиболее пострадавшими регионами являются Донецк и Луганск. Здесь реализация за 7 месяцев упала на 25%. Судя по июльским цифрам, финальная картина намного хуже: по Донецкой области снижение продаж бензина и ДТ составило 64,32%, по Луганской – почти 92%. Удивляться не приходится, если учесть, что в июле перед Госстатом не отчитались 142 донецкие АЗС (25% от общего количества в регионе) и 214 луганских – 75% АЗС в Луганской области. Очевидно, что много владельцев АЗС по понятным причинам не смогли подать отчетность. Что касается остальных регионов, то падение продаж нефтепродуктов отмечено в большинстве из них, наибольшее – в Днепропетровской (10,8%) и Херсонской (16,1%) областях. О глубине проблемы говорит факт 9%-ного падения крупнейшего и наиболее ликвидного рынка страны – столичного. Нашлись и те, кто немного прирос в потреблении нефтепродуктов: Волынь (7,8%), Ровно (12,5%) и Чернигов (6,3%). Соотношение потерявших и нарастивших среди участников рынка нефтепродуктов почти одинаково.

Абсолютное большинство сетей подсчитывает минусы. Если говорить о первой десятке розничных сетей, то лидером падения стала компания Shell, недосчитавшаяся в январе-июле трети продаж по сравнению с 2013 г. (в последние 4 месяца падение составляет около 40%). В отличие от международного брэнда понятны причины потерь донецкой “Параллели” (30%), в которой из 117 станций 54 АЗС не работают. Российские брэнды ТНК и “ЛУКойл”, вопреки призывам бойкотировать их станции, пока держатся в тренде рынка, потеряв за 7 месяцев около 25% наличных продаж. Если же верить президенту “ЛУКойла” Вагиту Алекперову, то за полугодие снижение продаж составило 38% (в данном случае речь может идти и об оптовых поставках). Есть основания предполагать, что результаты общественного протеста будут проявляться все ярче. В частности, и по отношению к “ЛУКойлу”, автозаправочные станции которого подверглись пока лишь набегам особо радикальных активистов. Но уже в июле падение продаж на АЗС “Лукойла” составило 40% по сравнению с 2013 г. В этом же месяце компания заявила о продаже топливного бизнеса в Украине.

Примерно с одинаковым результатом финишировали крупнейшие украинские сети WOG и ОККО, потеряв 10-13% наличной реализации. Неплохой по нынешним временам результат был достигнут сетями, позиционирующими себя в максимальном ценовом сегменте. Похоже, потребитель начинает осознавать, что скупой платит дважды. Правда, хватает и тех, кто верит в чудо. Абсолютный рекордсмен – сеть БРСМ, которую связывают с экс-министром энергетики Эдуардом Ставицким. Продажи в этой сети выросли по сравнению с 2013 г. на 60%, что стало результатом интенсивного “почкования” АЗС в период политического расцвета нынешнего гражданина Израиля Эдуарда Ставицкого. Однако главным остается вопрос: каким образом сеть АЗС, не имеющая собственной переработки, удерживает минимальный уровень цен на нефтепродукты? Ответ, очевидно, кроется в том, что на нефтебазы БРСМ десятками тысяч тонн прибывают стабильный бензин, газоконденсат и октаноповышающие присадки к бензинам. Зачем компании такие грузы?

Все понятно и с другим исключением из правил – крупнейшей сетью станций страны, объединяемой днепропетровской группой “Приват”. В 2014 г. она смогла переломить тенденцию последних лет и впервые нарастить наличные продажи (+12,5%). Низкая цена на бензин и ДТ как залог такого результата стала возможна благодаря 15%-ному дисконту, с которым группа приобретает на аукционах всю нефть наполовину государственной компании “Укрнафта”. Правда, в этом году “Приват” немного не рассчитал – в сети стали случаться перебои с топливом. А 23 июля около 1000 АЗС группы “Приват” были остановлены на “инвентаризацию”, которая совпала с периодом обсуждения правительственных инициатив по увеличению ренты на добычу нефти. Какую роль сыграла эта остановка – не важно, но ренту в итоге законодатели повысили до 70%, как изначально предполагали. Правда, не так радикально, как предлагал

Кабмин при второй попытке (с 39% до 50% от рыночной стоимости), а до 42%. Если в этом была задумка, то Игорь Коломойский дорого заплатил за это, потеряв в июле около 10% наличных продаж, или 12 тыс. т по сравнению с июлем 2013 г. Оценочно это $1-1,5 млн. прибыли, но повышение ренты до первоначально предложенных правительством значений грозило перемещением из контролируемой “Укрнафты” в государственный карман почти 1 млрд. грн.

Очевидно, что усталость потребителя будет накапливаться по мере усиления спада в экономике. Сомнений практически нет: по итогам года потребление светлых нефтепродуктов сократится не менее чем на 25%. (ООО “Консалтинговая группа “А-95″/Химия Украины и мира)

 

Exit mobile version