Химия Украины и мира

Мировой рынок: Россия может начать расследование в связи с экспортом Беларусью битума

За январь-август экспорт белорусских битумных смесей увеличился в денежном выражении в 95 раз. Столь бурный рост поставок данной продукции на внешние рынки вызвал в Москве предположение, что Минск изобрел новую нефтяную схему, которая лишает российский бюджет доходов. Федеральной таможенной службе России может быть поручено провести расследование и выяснить, что из себя представляют белорусские битумные смеси и где они производятся.

Битумные смеси являются в 2014 г. драйвером внешней торговли Беларуси. Никакой другой товар не показывает таких высоких показателей роста экспорта. За январь-август экспорт белорусских битумных смесей составил в денежном выражении $309,9 млн. и вырос по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. в 95 раз. Для сравнения: поставки калийных удобрений, которые являются одним из главных экспортных товаров Беларуси, выросли в январе-августе на $249 млн. Увеличение экспорта по другим белорусским товарам намного меньше.

Так что же это за битумные смеси, которые стали драйвером белорусского экспорта в 2014 г.? Ответ на этот вопрос хотела бы получить российская сторона, учитывая историю с так называемыми белорусскими “растворителями”. Два года назад резко вырос экспорт белорусских растворителей, что вызвало беспокойство у российского руководство. В Москве стали подозревать, что Беларусь, не желая уплачивать вывозные пошлины на нефтепродукты в российский бюджет, экспортирует топливо под видом растворителей. Чтобы докопаться до правды и выяснить природу белорусских растворителей, российская сторона проводила специальное расследование. Закончилась история тем, что в III квартале 2012 г. правительство Беларуси приняло решение прекратить экспорт растворителей.

Экспорт белорусских битумных смесей в 2014 г. вызывает у Москвы ту же тревогу. Российская сторона вновь подозревает, что под прикрытием одного товара Беларусь экспортирует другой и тем самым не уплачивает вывозные пошлины на нефтепродукты в российский бюджет. Подтверждает эти догадки статистический факт. В Москве обращают внимание, что рост экспорта белорусских битумных смесей в 2014 г. примерно равен снизившемуся объему вывезенных из страны нефтепродуктов, с которых Беларусь должна уплачивать пошлины в российский бюджет. Так, за январь-август экспорт белорусских битумных смесей в физическом выражении вырос на 658,3 тыс. т, экспорт белорусских нефтепродуктов в анализируемый период снизился на 612,3 тыс. т. Одна величина сопоставима с другой, это наводит российскую сторону на мысль, что под видом битумных смесей могут экспортироваться нефтепродукты.

Точно установить суть происходящего должна Федеральная таможенная служба России, которой может быть поручено создать межведомственную рабочую группу и провести тщательный анализ экспорта белорусских битумных смесей. Российская сторона в ходе расследования может захотеть непосредственно изучить и производственные мощности, на которых выпускаются битумные смеси. Предполагается, что выводы, которые будут подготовлены по итогам расследования, лягут на стол российского и белорусского правительств.

По мнению экспертов, условия поставок российской нефти в Беларусь, которые действуют с 2011 г., являются первопричиной возникновения тех вопросов, которые возникают между Москвой и Минском в нефтяной сфере. На основании достигнутых в 2010 г. договоренностей Беларусь при экспорте за пределы Таможенного союза топлива, произведенного из российской нефти, должна перечислять вывозные пошлины в бюджет России. Такие условия поставок нефти мотивировали Беларусь искать варианты, которые позволяли бы не отдавать пошлины в чужой бюджет, считают эксперты. “Когда покупаешь нефть сравнительно дешево, появляется стимул производить из нее продукцию, продавать ее дорого и не уплачивать никаких пошлин в бюджет другого государства, – говорит директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик. – Соответственно, у белорусской стороны существует стимул найти такие товары, при экспорте которых нет необходимости возвращать пошлины в чужой бюджет”.

В поиске таких вариантов Беларусь объективно заинтересована, поскольку испытывает в последние годы недостаток финансовых ресурсов, отмечают эксперты. “На такие схемы страну подталкивают сложности с деньгами. Поэтому ведется поиск разных вариантов привлечения средств в страну”, – отмечает главный редактор журнала “Валютное регулирование и ВЭД” Владимир Артюгин. Он убежден, что история с битумными смесями не способна омрачить отношения между Беларусью и Россия. “На фоне глобальных противоречий в мире эта история не способна серьезно повлиять на отношения между двумя странами”, – считает Владимир Артюгин.

Российские аналитики считают, что если будет доказан экспорт белорусских нефтепродуктов под видом битумных смесей, схему прикроют. “До конца года такие поставки могут продолжаться, а потом, видимо, будут прекращены в связи с негативной реакцией со стороны российских контролирующих органов”, – считает заведующий сектором экономического департамента российского Института энергетики и финансов Сергей Агибалов. По мнению наблюдателей, налоговый маневр в нефтяной отрасли, на который собирается пойти Россия в 2015-2017 гг., снизит вероятность существования схем, аналогичных той, которая была в 2012 г. с “растворителями”. “В том числе для того, чтобы избежать таких вещей в будущем, в России будет проводиться налоговый маневр, предусматривающий резкое снижение экспортных пошлин на нефтепродукты. Законопроект, предусматривающий реализацию налогового маневра, уже принят в первом чтении Госдумой России”, – говорит Сергей Агибалов. Правда, добавляет он, даже кратное снижение вывозных пошлин на нефтепродукты не исключает вероятность возникновения новых “растворительных” схем. “Такие “увлечения” могут появляться даже после кратного снижения величины пошлин. Соблазн придумать новые схемы будет оставаться, их существование будет зависеть от степени контроля со стороны России”, – резюмировал Агибалов. (naviny.by/Химия Украины и мира)

Exit mobile version