В конце октября цены продемонстрировали разнонаправленную динамику, что обусловлено различной ресурсной ситуацией по маркам топлива. По данным “Консалтинговой группы А-95”, средние оптовые цены с 20 по 27 октября изменились следующим образом: А-92 – 19870 грн./т (+170 грн./т); А-95 – 19850 грн./т (+120 грн./т); ДТ – 17520 грн./т (-420 грн./т).
Все трейдеры отмечают острую проблему с приобретением валюты. “Все понимают, что после выборов курс будет расти, банки начинают страховаться, купить доллары становится еще сложнее”, – говорит харьковский трейдер. Белорусские поставщики сообщили, что в начале недели ряду компаний удавалось купить валюту по 13,80 грн./$1. “К концу недели реальный курс добрался до 14,50 грн./$1. С новой недели валюту купить не смог практически никто” – сообщил собеседник. Именно нестабильность на валютном рынке операторы называют основной угрозой работе топливного рынка. “Проблема в том, что участники рынка поставлены в разные стартовые условия. Одним удается урвать доллар, другим купить только третью часть от необходимого. В понедельник еще можно купить, в среду – уже нет. Все это приводит большому напряжению и экстренным ситуациям”, пояснил оптовик.
По словам участников рынка, в самой сложной ситуации оказались крупнейшие компании. Небольшие заявки удовлетворяют, крупные – урезают или увеличивают комиссию. “Нашу заявку на валюту удовлетворили только на 40%”, – поделился оперативной информацией представитель крупной сети АЗС.
То, что реальный курс значительно превышает официальный, предопределяет неадекватные расчеты АМКУ о завышение цен во всех сегментах топливного рынка. Ряд импортеров на неделе получили от АМКУ письма с просьбой разъяснить ценообразования на их ресурс, а также представили собственные расчеты, которые указывают на сверхприбыль. “Нам прислали бумажку, где написано, что мы зарабатываем 2000 грн./т. Если это так, то почему на рынке остался только румынский бензин? С маржей в 2000 грн./т на рынок бы выходило 10-15 компаний, а по факту выходит 1-2”, – отметил один из поставщиков бензинов в украинские порты.
По итогам недели бензин А-92 можно было приобрести только в Ильичевске у “Ромпетрол-Украины” (19600 грн./т). Шебелинскую “двойку” продавали по 18000 грн./т. Тревожным называют трейдеры факт того, что средние цены на А-92 превысили цены на более дорогую марку А-95. “Пятерка” торгуется только в портах Николаева (20000 грн./т) и Ильичевска (19750-19800 грн./т) и только румынская. Оперируют поставками “Ромпетрол” и “Закарпатнефтепродукт-Мукачево”. Как сообщил источник, “закарпатцы” провели работу по модернизации причала в Николаеве, углубив посадочную глубину. “Накануне они приняли большой танкер на 15 тыс. т с ресурсом из Румынии”, – отметил собеседник.
Ситуация в “дизельном” сегменте претерпела в октябре существенные изменения. Если в середине месяца рынок испытывал большой дефицит продукта, то 27 октября на рынок вышли сразу 14 компаний. Рост предложений привел к снижению средней стоимости более чем на 400 грн./т. По состоянию на понедельник на Коростене выставляются 4 компании с белорусским дизелем: “Интергал”, “Финанспромгаз”, “Народная” и “Востокнефтетрейд”. Диапазон цен: 17450-17600 грн./т. “Финанспромгаз” и “Востокнефтетрейд” вышли с новополоцким ДТ по 17500-17550 грн./т. Отмечено оживление и в портах. “Закарпатнефтепродукт-М” отпускает румынский дизель в Николаеве и греческий в Ильичевске. “Ромпетрол” отгружает в порту Одессы (17300 грн./т). В порту Южный компания “Альянс Энерго Трейд” (“Ремако”) продает греческий ресурс по 17500 грн./т. SOCAR, “Реал НП” и “ОлЭнерго” вышли в Харьковской области с российским дизелем.
Как отмечают аналитики “Консалтинговой группы А-95”, только наличие свободной конкурентной среды позволяет рынку преодолевать нарастающее количество проблем. “Рынок снова достойно прошел ремонтный период на Мозырском НПЗ, что в этом году было осложнено покупкой валюты. Проблемы с дизельным топливом в середине октября были решены за неделю. Нехватка ресурса рынку не грозит, но открытым остается вопрос цены из-за риска нового витка девальвации после выборов”, – отмечают эксперты “А-95”. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)