Мыло хозяйственное (в том числе и белое), согласно классификации ACNielsen, относится к категории “Средств для стирки”.
Основные брэнды в категории твердого хозяйственного белого мыла на рынке Украины
Брэнд | Доля по стоимости, % | Доля по тоннажу, % |
Duru | 33,8 | 34,9 |
Максима | 27,0 | 26,5 |
Друг | 15,0 | 15,8 |
Mylo | 3,5 | 6,6 |
Sarma | 8,7 | 6,3 |
Ушастый нянь | 8,1 | 6,0 |
Eko | 1,6 | 1,8 |
Невская косметика | 1,6 | 1,5 |
Dalan | 0,2 | 0,3 |
Винницкое | 0,2 | 0,3 |
Тип-топ | 0,1 | 0,1 |
Tide | 0,1 | 0,0 |
Duru, является брэндом турецкого производителя Evyap. Evyap в настоящее время на рынке Украины продолжает терять позиции (по данным ACNielsen, в своей объемообразующей категории “Туалетное мыло твердое” падение составило 9,8% по отношению к аналогичному периоду 2013 г.). Та же ситуация и в категории хозяйственного мыла.
Среди причин падения: привязка к валюте при пересчете импортируемого товара в гривну; изменения в ассортиментной, ценовой и сбытовой политике; закрытие “дешевого импорта” через таможню; активизация отечественных производителей, получивших конкурентное преимущество при изменении курса доллара.
Максима является брэндом ООО “Украинские промышленные ресурсы”, мощности которого находятся в Донецке. Предприятие работает, но его будущее зависит от многих факторов, которые от предприятия не зависят.
Друг – брэнд ООО “Слобожанский мыловар”, которое находится в относительно спокойном регионе и в меньшей степени подвержен влиянию сложившейся в I полугодии на Донбассе и в стране ситуации.
Поэтому при прочих равных условиях предприятие имеет возможность своими продуктами заместить свободные объемы, возникающие при падении продаж двух основных игроков. С этой целью был выпущен продукт групповой упаковки “Друг Экопак 4*135”, расширяющий линейку продукции «Слобожанского мыловара» и замещий аналогичные продукты конкурентов.
В разрезе же групповая/штучная упаковка мыла хозяйственного белого ситуация выглядит следующим образом:
Брэнд | Доля по стоимости, % | Доля по тоннажу, % |
Штучная упаковка | 58,5 | 56,7 |
Максима | 38,0 | 37,6 |
Duru | 22,1 | 23,6 |
Mylo | 6,0 | 11,6 |
Sarma | 14,8 | 11,1 |
Ушастый нянь | 13,5 | 10,4 |
Eko | 2,8 | 3,2 |
Невская косметика | 2,0 | 1,9 |
Виннитское | 0,4 | 0,4 |
Тип-топ | 0,2 | 0,2 |
Tide | 0,2 | 0,1 |
Duru | 0,0 | 0,0 |
Групповая упаковка | 41,5 | 43,3 |
Duru | 81,3 | 80,6 |
Максима | 11,5 | 11,9 |
Друг | 4,9 | 5,5 |
Невская косметика | 1,2 | 1,1 |
Dalan | 0,6 | 0,6 |
Ушастый нянь | 0,5 | 0,3 |
В разрезе штучной упаковки паритет держат «Украинские промышленные ресурсы» (Максима) – 37,6%; «Слобожанский мыловар» (Друг, Mylo) – 35,2%.
В разрезе групповой упаковки лидером является Evyap (Duru), продажи которого падают по причинам преимущественно не относящимся к изменению емкости рынка. Далее следуют “Украинские промышленные ресурсы” (Максима) и “Слобожанский мыловар” (Друг). При этом на момент сбора информации агентством ACNielsen у последнего в ассортименте групповой упаковки Экопака не было, поэтому базу сравнения можно признать не совсем корректной.
В целом категория групповой упаковки твердого хозяйственного белого мыла в I полугодии 2014 г. продемонстрировала падение, что в значительной мере может быть объяснено ситуацией в стране, в частности на Донбассе и в Крыму; изменением курсовых соотношений валют и подорожание продукции объемообразующего брэнда Duru. Как упоминалось, в настоящей категории упали продажи только производителя Evyap на 12,7% к аналогичному периоду 2013 г. потянуло вниз и всю категорию. При этом продажи “Украинских промышленных ресурсов” (Максима) и “Слобожанского мыловара” (Друг) выросли соответственно на 17,1% и 7,0% (у последнего на момент сбора информации в ассортименте отсутствовал Экопак, наличие которого должно было бы обеспечить паритет, достигнутый в штучной упаковке).
Компания | Brand | SKU | Изменение продаж к 2013 г., % |
Мыло хозяйственное белое | -8,1% | ||
Evyap, Турция | Duru | -12,7% | |
Duru I 4×125 г классическое Evyap | -17,7 | ||
Duru I 2×115 г классическое Evyap | -6,6 | ||
Duru I 4×175 г классическое Evyap | 10,0 | ||
Duru I 4×125 г яблоко Evyap | -25,7 | ||
Duru I 4×125 г лаванда Evyap | -12,0 | ||
Duru I 4×125 г роза Evyap | -14,9 | ||
Duru I 4×225 г классическое Evyap | -12,2 | ||
Duru I 2×125 г детское хозяйственное | 94,2 | ||
Duru I 4×250 г классическое Evyap | -4,7 | ||
Duru I 2×125 г классическое Evyap | -13,9 | ||
Duru I 4×140 г классическое Evyap | -64,9 | ||
Duru I 4×140 г лаванда Evyap | -17,8 | ||
Duru I 4×140 г роза Evyap | 21,5 | ||
Duru I 4×200 г классическое Evyap | -99,6 | ||
Duru I 2×140 г детское хозяйственное | -100,0 | ||
«Украинские промышленные ресурсы» | Максима | 17,1 | |
Максима I 4X125 г с отбеливающим эффектом | 15,8 | ||
Максима I 4X125 г для детского белья | -6,1 | ||
Максима I 4X125 г для деликатной стирки | 159,9 | ||
«Слобожанский мыловар» | Друг | 7,0 | |
Друг I 4×135 г классическое универсальное | 10,9 | ||
Друг I 2×115 г классическое универсальное | 0,1 | ||
«Невская косметика» | Невская косметика | 54,3 | |
Невская косметика I 4×100 г универсальное | 18,7 | ||
Ушастый нянь Ушастый нянь I 4×100 г против пятен | |||
Ушастый нянь I 4×100 г с отбеливающим эффектом | |||
Dalan Turkey | Dalan | 110,9 | |
Dalan I 4×125 г | 53,0 | ||
Dalan I 4×125 г Olive Oil | 2531,8 |
Выводы
- Основной игрок в категории Evyap теряет позиции преимущественно по причинам, не связанным с изменением объемов рынка.
- Замещение объемов продаж, высвободившихся вследствие падения продаж Evyap, происходит преимущественно за счет украинских производителей.
- Второй по объемам игрок ООО “Украинские Промышленные Ресурсы” хоть и нарастил в категории объемы продаж, но его производственные мощности находятся на территории зоны нестабильности и будущее предприятия на настоящий момент неоднозначно.
- Третий игрок в категории ООО “Слобожанский мыловар” в настоящий момент выпустил новый продукт групповой упаковки “Друг Экопак”, которого на момент сбора информации агентством ACNielsen в ассортименте производителя не было.
- Продукт “Друг Экопак” претендует на замещение доли в продажах Evyap и “Украинских Промышленных Ресурсов”, а в перспективе может занять лидирующие позиции в настоящей категории. (Ruhim/Химия Украины и мира)