Химия Украины и мира

Россия: новый магистральный продуктопровод решает проблемы западносибирской нефтехимии

В Западной Сибири начал действовать новый магистральный продуктопровод, связывающий принадлежащий компании “НОВАТЭК” Пуровский ЗПК (завод по переработке конденсата) и тобольскую промышленную площадку “Сибура”. Это первый в постсоветской истории страны продуктопровод такого масштаба. Проект оказался не дешевым: “Сибуру”, он обошелся в 63 млрд. руб. (вложения “Сибура” во вторую очередь газофракционирующих мощностей в Тобольске составили 16 млрд. руб., а входящий в тройку крупнейших в мире предприятий отрасли “Тобольск-Полимер” обошелся в 60 млрд. руб.). Но и результат впечатляет. Линейная часть продуктопровода протянулась почти на 1100 км, что на треть увеличивает протяженность продуктопроводов такого типа в России.

Если вас интересуют Горящие туры Киев, заходите сюда. Компания «МИХ-тур» всегда предложит вам разнообразные туры по приемлемым ценам, а также окажет бесплатные услуги по переводу документов.

К строительству продуктопровода были привлечены российские подрядные организации, для строительства использовались трубы только российского производства (основной поставщик – ЧТПЗ). Труба будет передавать широкую фракцию легких углеводородов (ШФЛУ) – сырье для нефтехимии, получаемое из попутного нефтяного газа или из нестабильного газового конденсата. Пропускная способность трубопровода такова, что по нему можно передать до трети всего сырья, доступного в Западной Сибири.

Ничего подобного в России не строилось со времен советского магистрального ШФЛУ-провода Западная Сибирь – Поволжье, эксплуатировавшегося в 1980-х годах.

Россия традиционно играет большую роль на рынке углеводородов – на территории страны сосредоточено до 40% мировых запасов газа и до 7% мировых запасов нефти. На Россию приходится 13% мировой добычи нефти и 19% мировой добычи природного газа. К сожалению, все это остается лишь сырьевым потенциалом, не получая продолжения в переработке.

РФ мало заметна на рынках нефтехимической продукции. На страну приходится лишь 2% мирового производства пластмасс. На экспортных рынках ситуация еще плачевнее, за исключением синтетических каучуков. По всем основным наименованиям нефтехимической продукции вклад “энергетической сверхдержавы” в мировой экспорт – на уровне статистической погрешности. А по вкладу в мировую торговлю базовыми нефтехимическими продуктами Россия уступает даже арабским странам.

На внутреннем рынке России среднедушевое потребление полимеров в 5 раз меньше, чем в США или Германии, в 1,5 раза меньше, чем в Китае. Это противоестественная ситуация постепенно меняется. Все последние годы расширение спроса на продукцию нефтехимии в России исчислялось двузначными числами, в обозримом будущем, по оценкам экспертов, спрос продолжит увеличиваться средними темпами 8% в год. Рост потребления опережает рост производства продуктов нефтехимии – при огромных масштабах экспорта нефти и газа Россия является крупным импортером продуктов нефтехимии.

В рамках подготовленного Минэнерго плана развития газо- и нефтехимии до 2030 г. в России должно появиться 6 нефтехимических кластеров. Это традиционный район нефтехимии в Поволжье, завязанный на проекты “ЛУКойла” Каспийский кластер, лелеемый “Роснефтью” Восточно-Сибирский кластер, достаточно спорные пока Дальневосточный и Северо-Западный кластеры, а также Западно-Сибирский кластер, потенциально – третий в стране, представленный различными добывающими компаниями и перерабатывающими мощностями “Сибура”.

“В Западной Сибири есть потенциал роста объемов добычи, есть известные, разведанные, но еще не разрабатываемые месторождения, есть новые проекты добычи как нефти, так и газа, – говорит аналитик УК “Альфа-Капитал” Андрей Шенк. – Эти новые проекты, как правило, затратны из-за тяжелых условий добычи и удаленности. И встает вопрос сбыа. Нести затраты на освоение новых месторождений компании будут, только имея гарантии по сбыту своей продукции”.

У “Сибура” есть долгосрочные контракты с “НОВАТЭКом”, обеспечивающим до 25-30% потребностей тобольской площадки в сырье и увеличивающим производство. У обеих компаний общий акционер – Леонид Михельсон.

По словам заместителя предправления “НОВАТЭКа” Александра Фридмана, компания обладает ресурсной базой с более чем 80%-ным содержанием газового конденсата. Лет 10 назад было решено строить систему конденсатопроводов с добычных активов и завод по переработке газового конденсата в районе Пуровска. “В этом году мы ввели дополнительную мощность объемом 6 млн. т, доведя общую мощность пуровского завода до 11 млн. т”, – говорит Фридман. Нефтехимический холдинг имеет долгосрочные контракты с “Газпромом”, “Роснефтью”, “Газпром нефтью”. В общем, проблем с сырьем у “Сибура” нет.

Но еще при подготовке Плана-2030 в Минэнерго назвали главное препятствие на пути развития Западно-Сибирского кластера – слабость его инфраструктуры. Это ограничение пропускных способностей железнодорожного транспорта на отдельных участках Свердловской железной дороги, по которым вывозятся значительные объемы грузов нефтегазовых и нефтехимических компаний. И если нефть и газ все больше идут в трубу, то с нефтепродуктами проблемы только нарастали. По словам эксперта-аналитика департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Александра Слободяника, “объем железнодорожных перевозок сырой нефти в РФ неуклонно снижается: -11,2% к уровню 2006 г. Связано это со строительством и пуском в эксплуатацию магистральных нефтепроводов. При этом объем перевозки нефтепродуктов стабильно растет: +20,1% к 2006 г. В 2013 г. около 80% всех нефтепродуктов было перевезено железнодорожным транспортом”.

Железные дороги для транспортировки ШФЛУ использует и “Сибур”. Его грузы перевозятся железнодорожным оператором холдинга “Сибур-Трансом”. В “Сибуре” довольны работой железнодорожников, сотрудничество с ними строится на основе долгосрочных контрактов, как уверяют в компании, с вводом в эксплуатацию нового трубопровода изменений здесь не ожидается. В свое время нефтегазовый холдинг посильно поучаствовал в развитии железнодорожного транспорта региона. Но ни о каком росте и речи быть не могло – при избытке сырья на севере перерабатывающие мощности на юге не могли его получить из-за перегруженности дорог.

“По мнению “Сибура”, железнодорожная инфраструктура не смогла бы выдержать увеличивающихся объемов вывоза сжиженных газов из северных округов и обеспечить нам стабильные сырьевые поставки, – рассказывает заместитель председателя правления “Сибура” Михаил Карисалов. – Конечно, проект продуктопровода очень затратный. Я не берусь назвать точно сроки его окупаемости, но сказал бы, что это инвестиции в возможность дальнейшего развития компании и повышение надежности транспортной инфраструктуры”.

Ввод в промышленную эксплуатацию продуктопровода транспортную проблему снимает. Как сообщили в “Сибуре”, с пуском продуктопровода потенциально объемы поставляемого сырья в Тобольск могут вырасти почти вдвое. При этом строительство продуктопровода снимает риски роста перегруженности железных дорог, так как новые объемы углеводородного сырья на севере будут поставляться в продуктопровод.

По словам Михаила Карисалова, и продуктопровод, и Ноябрьская наливная эстакада – в определенном смысле интегрированные проекты, элементы железнодорожной и трубопроводной инфраструктуры “Сибура”. “Что происходит, например, при появлении 500 тыс. т полипропилена в Тобольске? Это снижает загрузку железной дороги, потому что эти тонны полипропилена появляются из того пропана, который раньше в количестве 600 тыс. т ехал по железной дороге и использовал в 3 раза больше вагонов, чем использует сейчас полипропилен. Поэтому появление полимерных производств на этой ветке и конкретно в Тобольске разгружает железную дорогу по сравнению с тем, что было до этого”, – поясняет генеральный директор “Сибура” Дмитрий Конов.

Если общая протяженность магистральных продуктопроводов в России оценивается в 2000 км, то в США она составляет 128 тыс. км, американские продуктопроводы создают мощную и разветвленную сеть, особенно густую на юге страны, в районе Мексиканского залива – в местах традиционного размещения добывающих и нефтехимических мощностей. Любовь американцев к продуктопроводам объясняется просто: транспортировка углеводородов, в том числе и ШФЛУ, по продуктопроводу на 30% дешевле, чем по железной дороге.

Однако в России, несмотря на очевидные преимущества по стоимости транспортировки и богатый опыт строительства газо- и нефтепроводов, магистральные продуктопроводы не получили широкого распространения. Из крупных проектов можно упомянуть так называемое этиленовое кольцо – контролируемый “Нижнекамскнефтехимом” этиленопровод в Поволжье, связывающий Салават, Стерлитамак, Уфу, Нижнекамск и Казань. В 1985-1989 гг. в стране существовал магистральный ШФЛУ-провод Западная Сибирь – Урал – Поволжье протяженностью 1852 км. Построенный изначально как нефтепровод, он был перепрофилирован под прокачку ШФЛУ. Но эту магистраль преследовали крупные аварии – за 4 года их было пять десятков. Кончилось катастрофой: в 1989 г возникшая утечка из трубы близ железной дороги вспыхнула от искры двух проходящих поездов, в огне пожара погибли 575 пассажиров. Продуктопровод с тех пор фактически не действует. В последние несколько лет к идее развития сети продуктопроводов в России вернулись снова. В 2009-2011 гг. силами “Сибура” было построено 127 км ШФЛУ-провода в Западной Сибири, связавшего Губкинский ГПК с Муравленковским ГПЗ.

Несколько лет назад “Сибур” и ТНК-ВР рассматривали проект строительства к 2015 г. магистрального продуктопровода “Хорда”, который, пройдя на 3,5 тыс. км по северу европейской России, перебрасывал бы по 5,5 млн. т ШФЛУ в год из Западной Сибири в район Усть-Луги, где планировалось строительство мощного, до 3,5 млн. т готовой продукции, нефтехимического комплекса. Но от этой идеи отказались.

На потенциальный Северо-Западный нефтехимический кластер и будущие нефтехимические мощности в Усть-Луге был ориентирован и совместный проект “Сибура” и “Газпрома” – магистральный продуктопровод “ТрансВалГаз” для ежегодной переброски на берега Балтийского моря до 5,5 млн. т нефтехимического сырья, получаемого от разработки жирного газа, то есть газа с высоким содержанием этана и более сложных соединений, с Валанжинских (1700-3200 м глубины) и Ачимовских (4000 м) залежей Ямала. В этот проект в отрасли верят, скорее всего, он и станет основой для развития будущего Северо-Западного нефтехимического кластера. Ранее планировалось, что технико-экономическое обоснование по проекту будет готово в 2013 г., но “Газпром” столкнулся с дефицитом инвестиционных средств, поэтому реализация откладывается.

Третий проект – продвигаемая нефтехимиками Татарстана и Башкортостана идея восстановления магистрального ШФЛУ-провода Западная Сибирь – Поволжье. Интерес к проекту объясняется дефицитом сырья, который ограничивает развитие предприятий Поволжского нефтехимического кластера. Обсуждаемый продуктопровод должен иметь годовую мощность по прокачке 5 млн. т ШФЛУ (вдвое меньше западносибирского) и обойтись инвесторам примерно в $4 млрд. (вдвое дороже западносибирского). Перспективы этого проекта тоже довольно мутные – он не обеспечен конкретными гарантированными источниками сырья в Западной Сибири. Таким образом, приходится констатировать, что в обозримом будущем западносибирская труба останется единичным успешно реализованным проектом магистрального продуктопровода. (Эксперт/Химия Украины и мира)

Exit mobile version