При определенных обстоятельствах средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) могут быть направлены на проекты в нефтепереработке, хотя их и нельзя в полной мере отнести к инфраструктурным. Об этом заявил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. “В нормативной базе ничего прямо про это не сказано, но, во-первых, это должны быть инфраструктурные проекты, во-вторых, по логике инвестиции из ФНБ должны осуществляться там и тогда, когда и где частный бизнес к этому не готов. Вроде бы нефть и газ это тот сектор, куда инвесторы и так готовы вкладывать. Но есть третий момент: наши крупные нефтегазовые компании довольно диверсифицированы, у них есть проекты в сферах, которые не связаны с добычей нефти и газа напрямую, только косвенно. Такие проекты также можно отнести к инфраструктурным”, – цитирует Улюкаева “Финмаркет”.
При этом он согласился, что нефтепереработку нельзя отнести к инфраструктурным проектам. “Я считаю, что нет, это конкурентный бизнес. Но, наверное, при определенных обстоятельствах средства ФНБ также могут быть направлены на нефтепереработку”, – сказал министр. “Тут опять вопрос, как мы относимся к средствам ФНБ. Чем более коммерческий проект, тем выше его ликвидность, тем больше коммерческая составляющая ФНБ – больше сохранность и выше доходность. И если наша цель – преумножить фонд, тогда вперед, вкладывайте в НПЗ. Но если мы хотим создать условия для других бизнесов, не только государственных, тогда нефтедобыча и нефтепереработка не очень укладываются в такую парадигму”, – описал он при этом философию финансирования средств ФНБ.
А. Улюкаев напомнил, что “Роснефть” уже представила министерству на рассмотрение 4 проекта на реализацию их из средств ФНБ. “В том числе на НПЗ Комсомольский – конечно, это неплохой проект, но вслед за ним сразу идут другие НПЗ, откроешь заслонку для одного – откроешь для всех. Пока для меня очевиден один проект – Дальневосточный центр судостроения. Я точно понимаю, зачем он нужен”, – описал он свое отношение к этим проектам на предмет их финансирования за счет средств ФНБ.
А. Улюкаев при этом согласился, что тот факт, что нефтегазовые компании находятся в ситуации, когда не могут привлечь в проект частные деньги, могут занять у азиатских инвесторов, но те в отсутствие конкуренции предлагают невыгодные условия, является “основанием для размышления”. “Мне понятна такая аргументация, я не готов сказать, что мы ставим какую-то заслонку для таких проектов. Но у нас же конечный объем средств, поэтому мы должны определить приоритеты. Я прошу Минэнерго: с вашей точки зрения, с точки зрения энергоэффективности, энергобезопасности, энергобаланса, что сейчас важнее – добыча, транспортировка, дистрибуция или переработка? Вы скажите мне – и я буду в вашу сторону сдвигаться”, – сказал министр.
Комментируя вопрос об идее направлять средства ФНБ и на докапитализацию банков, которые затем будут направлять эти средства на проекты, Улюкаев заявил, что будет настаивать на том, чтобы на эти цели направлялось 20% ФНБ сверх уже утвержденного 60%-ного лимита на инфраструктурные проекты. Ранее Минфин выступил против такого предложения, посчитав, что этот механизм должен реализовываться в рамках действующей 60-процентной квоты ФНБ. (АНИ/Химия Украины и мира)