Химия Украины и мира

Россия: Евро-4 – трудности перевода

В 2015 г. поставки бензина на внутренний рынок РФ могут сократиться на 1,5-3 млн. т/год из-за запрета продажи топлива класса Евро-3, предупреждают нефтепродуктовые трейдеры. Бензина всем хватит, успокаивают власти и крупные компании.

Российские нефтяные компании, в первую очередь “Роснефть”, не смогут полностью переориентировать производство бензина на своих заводах с Евро-3 на Евро-4 – такое заявление сделал директор по развитию агентства “Аналитика товарных рынков” Михаил Турукалов. В результате, по его данным, региональный рынок может недосчитаться 1,5 млн. т бензина в год. Турукалов ссылается на данные ЦДУ ТЭК, согласно которым в 2014 г. в России будет произведено примерно 5,5 млн. т бензина класса Евро-3. Это около 15% от общего производства бензина в стране (36 млн. т). На долю топлива класса Евро-5 в 2014 г. пришлось более 68% этого объема (24,7 млн. т), Евро-4 – 16% (5,85 млн. т/год).

В структуре продаж бензина на топливной бирже СПбМТСб в 2014 г., по данным на 16 декабря, доля бензина класса Евро-3 составила 9%, в первые две недели декабря – 7%. Турукалов сказал, что в 2014 г. на бирже Евро-3 продавали несколько заводов “Роснефти”, в том числе Ангарская НХК, Самарская группа НПЗ и Комсомольский НПЗ. Кроме того, Евро-3 производят “Киришинефтеоргсинтез”, Уфимская группа НПЗ “Башнефти”, “Орскнефтеоргсинтез”, “Газпром нефтехим Салават” и Астраханский ГПЗ.

Начальник отдела маркетинга трейдинговой компании “Мобойл” Ринат Хантемиров прогнозирует, что благодаря запрету продаж Евро-3 в России из оборота выпадет до 3 млн. т бензина. Помимо крупных компаний такой бензин производят малые НПЗ, многие из них будут вынуждены закрыться из-за налогового маневра, полагает эксперт.

Большинство крупных нефтяных компаний обещают к 2015 г. переориентировать свои производства бензинов класса 3 на Евро-4. По информации представителя “Башнефти” Александра Шадрина, заводы компании поставляют на рынок РФ бензин Евро-5, продажи Евро-3 внутри страны в 2015 г. не планируются. “В 2015 г. “Роснефть” планирует нарастить долю производства бензинов Евро-4 и Евро-5 свыше 90% от общего производства бензина (с около 70% в 2014 г.), по дизельному топливу этот показатель составит свыше 70% (с около 50% в 2014 г.). Таким образом, компания не ожидает возникновения дефицита моторных топлив в связи с запретом оборота Евро-3 на внутреннем рынке России, заявил представитель “Роснефти”.

Согласно утвержденному Минэнерго и Минэкономразвития балансу автобензина на 2015 г., объем производства бензина класса 3 составит около 1,1 млн. т. Но эти объемы можно будет реализовать только на экспорт. Баланс автобензина на 2015 г. исключает дефицит топлива в РФ, уверяют в Минэнерго.

Бензин 3-го класса используется сегодня в основном в сельском хозяйстве, для работы техники на промыслах по добыче полезных ископаемых и реализуется на ряде региональных заправок. Начальник управления контроля ТЭК ФАС РФ Дмитрий Махонин заявил, что полный запрет Евро-3 целесообразен только в крупных городах с проблемной экологией, а к использованию этого вида топлива в сельском хозяйстве или промышленности нужно отнестись с пониманием, так как это удешевляет производство и не наносит такого вреда экологии, как в городах. Впрочем, он пояснил, что ФАС не обращалась в правительство с инициативой сохранить нишу для Евро-3.

По мнению члена комитета по энергетике Госдумы РФ Андрея Крутова, хождение Евро-3 в 2015 г. внутри РФ запрещать рано. “Так слепо следовать за Европой в нашей экономической ситуации смешно. Зачем использовать дорогой бензин или солярку Евро-5 на зимнике в Сибири для заправки лесовоза? В этих условиях топливо 3-го класса не наносит вреда экологии, но запрет на его приобретение приведет к удорожанию производств, в том числе продукции сельского хозяйства, и добычи полезных ископаемых”, – считает депутат.

По данным замначальника отдела анализа и маркетинговых исследований Thomson Reuters Александра Шкурина, разница в ценах на бензин Евро-3 и Евро-5 по спотовым оптовым ценам в среднем по РФ в декабре составляет около 500 руб./т. Так, тонна бензина Евро-3 стоит 32,713 тыс. руб., а Евро-5 – 33,26 тыс. руб.

Из-за налогового маневра цена на бензин в России без учета роста курса валют и экспортного паритета вырастет минимум на 3 руб./л, прогнозировал ранее заместитель главы Минфина Сергей Шаталов. (Rcc/Химия Украины и мира)

Exit mobile version