Химия Украины и мира

Украина: рынок нефтепродуктов в октябре 2014 года

Несмотря на падение мировых цен на нефть, стоимость нефтепродуктов в Украине снизилась незначительно. При этом нефтетрейдеры обвиняют Нацбанк в некорректной валютной политике, из-за которой они не могут закупать нефтепродукты по низкой цене. Кроме того, участники рынка прогнозируют острый дефицит бензина и дизтоплива в ближайшие несколько недель, если ситуация не изменится. Эксперты отмечают, что некоторым нефтетрейдерам уже удалось решить проблему закупки топлива, а оставшиеся ожидают валютных преференций с целью увеличения собственных прибылей.

Основательное падение

Уже несколько месяцев продолжается снижение мировых цен на нефть. Так, цена на эталонную марку нефти Brent (является основой для ценообразования около 40% всех мировых сортов нефти, в частности, российской нефти Urals) упала с пикового показателя $108,25/барр. по состоянию на 25 июля до $83,31/барр. Причинами, спровоцировавшими изменение ситуации на рынке, стало увеличение добычи в США, избыток предложения, политико-экономические кризисы в Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Однако наиболее ошеломительным для рынка стало согласованное заявление стран ОПЕК – основных добытчиков нефти. Согласно заявлениям Саудовской Аравии, Кувейта и Алжира, картель не будет снижать добычу нефти, чтобы замедлить снижение ее стоимости. Ряд западных аналитиков, в числе которых Антуан Халфф (Международное энергетическое агентство), Карстен Фрич (Commerzbank), Пимм Фокс (Bloomberg) единогласно отмечают, что страны ОПЕК сейчас в большей степени стремятся сохранить долю на нефтяном рынке, чем увеличить прибыль за счет ценообразования. По их прогнозам, цена на нефть в ближайшее время может достичь $76/барр. Этот показатель соответствует себестоимости нефти, добытой в США и России.

Для стран, основой экономики которых является продажа нефти и ее продуктов, снижение стоимости нефти грозит серьезными проблемами при формировании бюджета. Так, аравийский миллиардер, принц Альвалид бин Талаль аль-Сауд в открытом письме, адресованном министрам своего государства отметил, что снижение цен на нефть может стать “катастрофой, которая не останется незамеченной” для бюджета Саудовской Аравии (на 90% формируется на основании нефтяных котировок). Вместе с тем, глава отдела стратегического планирования при Министерстве финансов России Максим Орешкин рассказал, что бюджет РФ теряет 80 млрд. руб. (около $2 млрд.) от каждого шага падения цены на нефть на $1. Примечательно, что согласно действующему Закону “О федеральном бюджете” эта сума составляет около 0,5% доходной части бюджета России на 2014 г.

Дефицит валюты

Впрочем, украинский рынок основных нефтепродуктов остается резистентным к падению мировых цен на топливо. Согласно данным научно-технического центра “Психея”, сегодня средняя цена бензина марки А-98 по Украине составила 17,49 грн./л (2,01% снижения за месяц), а стоимость А-95 Euro – 16,68 грн./л (1,05% снижения за месяц).

Директор “Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн отмечает, что такая неутешительная статистика связана с тем, что у нефтетрейдеров сейчас нет возможности покупать нефтепродукты по низким ценам из-за дефицита валюты. “Нехватка составляет порядка 200 тыс. т топлива, а это около 30% месячной потребности Украины”, – говорит эксперт. По его словам, несмотря на то, что в начале октября трейдерам удалось снизить стоимость топлива примерно на 40 коп./л, вскоре для украинцев может актуализироваться угроза дефицита нефтепродуктов. “При этом, если бы у трейдеров были необходимые валютные запасы, к концу октября можно было бы снизить цену еще на 60-80 коп./л”, – добавляет Куюн. Он уточнил, что валютные потребности трейдеров составляют около $200 млн.

Председатель Ассоциации операторов рынка нефтепродуктов Украины (объединяет 14 крупнейших нефтетрей-деров) Леонид Косянчук подтверждает существование проблемы с покупкой валюты. “Эта ситуация висит над нами дамокловым мечом. Из-за того, что Нацбанк установил индикатив в 12,95 грн./$, мы не можем сейчас купить валюту у коммерческих банков, которые сами получили ее по более высокому курсу и не хотят продавать ее в убыток себе”, – говорит Косянчук. По его словам, банки предлагают трейдерам валютное кредитование, однако в таком случае цена $1 возрастает на гривну и больше за счет процентных ставок, что нивелирует эффект от снижения цен на нефтепродукты. “Если эта ситуация продлится еще две недели, то мы рискуем получить серьезный дефицит, в результате которого остановится военная техника в зоне АТО, железнодорожный дизельный транспорт, автотранспорт”, – отмечает Косянчук. Он добавил, что велик риск потерять существующих поставщиков нефтепродуктов, которые переориентируются на работу с более надежными партнерами, а также сорвать существующие контракты. Л. Косянчук рассказал, что нефтетрейдеры обращались и в НБУ, и в администрацию президента с просьбой принять меры по выделению банкам валюты по индикативному курсу, однако никакой реакции на их обращение не последовало. “Я, конечно, не банкир, но мне кажется, что в нынешней ситуации необходимо устанавливать приоритеты на закупку жизненно необходимых товаров. Возможно, Нацбанку следует для этого сбалансировать валютные поступления от экспорта и направить их на импорт”, – считает председатель ассоциации нефтетрейдеров.

Отношение экспертов к проблемам топливного рынка неоднозначное

Однако ситуация на валютном межбанковском рынке остается непростой. Глава совета Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ), член совета Нацбанка Роман Шпек отмечает: для того, чтобы курс валют был рыночным, необходимо не только покупать, но и продавать валюту. “Сейчас же из-за неудовлетворительного спроса сократился приток валюты на межбанк. Если вручную изменить индикатив НБУ, а притока все еще не будет, это не решит проблему трейдеров”, – рассказал Шпек. Он добавил, что сейчас многие экспортеры продают продукцию через торговые дома, расположенные в оффшорных зонах, и полученные от продаж валютные средства остаются там. По мнению Романа Шпека, необходимо провести ряд мероприятий по повышению доверия к НБУ и привлечению валюты на межбанке – только в этом случае можно ожидать реальных результатов. Он считает, что нефтетрейдерам следует продолжать переговоры с финучреждениями. “Условия, которые выставляют коммерческие организации, напрямую зависят от репутации клиента. Если же у трейдеров найдутся альтернативные предложения, НАБУ будет готова их рассмотреть. Пока же я о подобных предложениях не слышал”, – добавил Р. Шпек.

Впрочем, отношение экспертов к проблемам топливного рынка неоднозначное. Президент Украинской межбанковской валютной биржи Анатолий Гулей уверен, что ситуации в том виде, в котором о ней заявляют трейдеры, не существует. “У банков есть валюта, не должно быть проблем с тем, чтобы ее приобрести. Для кого-то эта покупка будет выгодной, для кого-то нет – но ведь это бизнес”, – отмечает Гулей. По его мнению, НБУ не намерен никому помогать – сейчас перед ним стоят другие задачи. “В первую очередь, Нацбанк стремится погасить панику на валютном рынке, вот тогда он действительно сможет оживить его”, – рассказал эксперт. А. Гулей считает, что сейчас, оглашая свою позицию, нефтетрейдеры стремятся уменьшить убытки, сыграв на средневзвешен-ном курсе. “Ранее они покупали доллар по 14,5 грн., закладывая при этом в цену курс 15 грн./$. Сейчас они уже хотят купить доллар по 12,95 грн., чтобы таким образом покрыть часть убытков”, – предполагает он.

Источник на рынке нефти отметил, что заявления нефтетрейдеров могут иметь политический контекст. “Я считаю, что подобная позиция имеет одну цель – аккумулировать как можно больше средств, которые могут понадобиться в предвыборной гонке”, – заявляет эксперт. По его мнению, подобные амбиции могут быть, например, у компании “Континент Нефте Трейд”, входящей в группу “Континиум”, совладельцем которой является народный депутат Игорь Еремеев. Получить комментарий у Еремеева не удалось.

Аналитик компании Upeco Александр Сиренко допускает, что хотя ситуация, о которой заявляют нефтетрейдеры, и имела место ранее, сейчас она исчерпана для 80% компаний. “Многие трейдеры сейчас уже могут получить валюту по приемлемому курсу, который дает возможность снизить цену на нефтепродукты более чем на гривну”, – рассказал эксперт. По его информации, большинство нефтетрейдеров уже свободно приобретает валюту. “К тому же сейчас этот бизнес стал более оперативным. Нет большого зазора в месяц-два между поставками, у трейдеров просто нет оборотных средств, чтобы длительное время хранить продукцию”, – говорит эксперт.

Кроме того, на заседании правительства премьер-министр Арсений Яценюк заявил о переговорах с трейдерами по вопросу снижения цен на нефтепродукты. По его словам, они взяли на себя обязательства в ближайшее время осуществить это снижение. “В помощь” участникам рынка Яценюк призвал Антимонопольный комитет. При этом если Антимонопольный комитет действительно примет участие в процессе ценообразования на нефтепродукты, трейдеры не рискнут идти вразрез с позицией государства, отмечает Александр Сиренко. (Минпром/Химия Украины и мира)

Exit mobile version