Химия Украины и мира

Украина: металлурги испытывают дефицит кокса

Перед металлургической отраслью стоит важная дилемма: продолжать работать на российском коксе или диверсифицировать поставки.

Активная фаза АТО на востоке Украины в конце лета привела к остановке 6 коксохимических заводов, из-за чего суммарная загрузка мощностей по отрасли упала ниже критической отметки – до 40%. По данным ассоциации “Укркокс”, в августе украинские КХЗ выпустили 740 тыс. т кокса, в сентябре – 650 тыс. т, тогда как в июле – 1,3 млн. т. Проблемы также усугублялись разрушением инфраструктуры, поскольку предприятия не могли регулярно ни получить угли, ни отгрузить готовую продукцию.

Впрочем, дефицит кокса на внутреннем рынке образовался не слишком большой, поскольку остановился ряд металлургических комбинатов в зоне АТО, а другие заводы понизили загрузку доменных агрегатов. По различным оценкам, нехватка сырья составила порядка 200 тыс. т, большая часть которого была покрыта за счет поставок из России. Так, в августе украинские металлурги законтрактовали 155 тыс. т российского кокса, в сентябре – 175 тыс. т. За 9 месяцев импорт этого сырья из РФ подскочил в 4 раза до почти 400 тыс. т. Причин тому несколько. Во-первых, это – скорость, так как отгрузки удалось наладить через 2 недели после остановки коксохимов. Во-вторых, российские производители кокса демпингуют на рынке, продавая материал по $220/т, DAF граница Украины, тогда как европейские котировки находятся на уровне $240/т. В результате коксохимики из РФ практически прекратили торговать с дальним зарубежьем, сосредоточившись на поставках в Украину.

На случай, если Россия захочет развязать торговую войну, украинские металлурги после преодоления острой фазы дефицита кокса занялись не только диверсификацией поставок, но и заполнением складских запасов. Например, удалось приобрести партию сырья из Китая в 200 тыс. т, причем дешевле российского (по $215/т CFR). Материал будет отгружаться равными долями до конца года. Кроме того, металлурги вышли на европейский рынок, закупая кокс в Чехии по $220-230/т, в Италии – по $235-240/т. Более того, европейские продавцы готовы идти на ценовые уступки, доведя котировки до российского уровня или ниже.

В середине осени постепенно приходит в себя коксохимическая отрасль, часть мощностей которой была переведена в режим “горячей консервации” в период АТО. Так, во второй половине октября возобновили работу 2 батареи на “Алчевсккоксе”, пустил агрегаты “Донецккокс”, есть попытки восстановить производство на Ясиновском КХЗ. Естественно, что о максимальном уровне речь пока не идет, так как предприятия работают на склады. Ведь транспортная инфраструктура сильно повреждена, из-за чего тот же “Алчевсккокс” не может поставлять в адрес ДМКД, а “Донецккокс” – на ММК им. Ильича.

Возрождение внутреннего производство было бы хорошим подспорьем ряду меткомбинатов, которые в результате сложившейся ситуации оказались заложниками российского сырья. Например, ДМКД ранее получал почти все 100 тыс. т из Алчевска, а с августа перешел на поставки от россиян. Но в октябре предприятие решило сократить суммарные закупки у “Алтай-Кокса”, кемеровского “Кокса” и “Мечела” на 20%, законтрактовав 50 тыс. т сырья в Китае. “Запорожсталь” также диверсфицировала поставки, закупает кокс в РФ и Чехии, а также выкупая весь объем у “Запорожкокса”. При этом АМКР собирался покупать сырье в России в сентябре, но перенес закупки на октябрь.

Понятно, что полностью избавится от российского кокса, вряд ли удастся. Тем более, что у многих украинских меткомпаний акционеры из РФ (например, ИСД, “Евраз”, “Донецксталь”). Но сократить зависимость от северо-восточных поставок не только можно, но и нужно, поскольку никто не застрахован от переменчивого настроения руководства России. Особенно это станет актуальным, когда выйдут на стабильную загрузку мощностей Алчевский, Енакиевский и Донецкий метзаводы, тем самым повысив спрос на кокс на внутреннем рынке. (Ugmk.info/Химия Украины и мира)

 

Exit mobile version