Химия Украины и мира

Украина: прогнозировать дальнейшее развитие рынка топлива эксперты не берутся

С начала года топливо подорожало на 50-70% в зависимости от вида. По данным консалтинговой компании UPECO, в январе средняя стоимость литра бензина марки А-95 составляла 10,68 грн., в октябре она повысилась на 57,1% до 16,78 грн. Цена литра бензина марки А-92 поднялась на 59,2% до 16,53 грн., дизельного топлива – на 70,1% до 16,23 грн.

Основной причиной удорожания нефтепродуктов эксперты называют девальвацию гривни и увеличение фискальной нагрузки. С начала года было несколько ценовых скачков. Пик пришелся на конец зимы – начало весны. Первый рывок произошел 25-27 февраля, когда большинство автозаправок подняло стоимость топлива на 40-60 коп./л. Именно в этот период национальная валюта подешевела с 9,4 грн./$ до 10 грн./$.

В марте Верховная Рада пересмотрела ставки акциза. Но изменения коснулись только дизеля, поэтому цены на него выросли стремительнее остальных видов топлива. Акциз на дизель стандартов Евро-2 и Евро-3 увеличился на 30,6-70,7% до EUR128/т, а на Евро-4 и Евро-5 – на 44-113% до EUR98/т. Продолжающийся обвал гривни подстегнул цены в апреле, а затем – в августе. Топливо на АЗС с начала года подорожало на 50-70%. Столь сильное влияние доллара на украинский рынок нефтепродуктов связано с высокой долей импорта – около 80%. Поэтому стоимость топлива не снижается, несмотря на то, что сейчас самые низкие котировки нефти за последние 3 года, говорит аналитик компании UPECO Александр Сиренко. По его словам, до курсовых качелей удешевление нефти на мировом рынке через 2-3 недели доходило до Украины.

Собственные запасы позволяют продавцам топлива избежать резких скачков и повышать цены плавно, сохраняя таким образом спрос. Но к концу лета – началу осени игроки от этой практики отказались, предпочтя увеличить маржу. “Сейчас никто не знает, сколько будет стоить доллар завтра, поэтому цены на автозаправках пересматриваются сразу же”, – поясняет генеральный директор “Консалтинговой компании А-95” Сергей Куюн. Например, когда 26 августа доллар достиг исторического максимума 14 грн./$, оптовый рынок отреагировал сразу же, подняв цены на 2,48-4,6%. Через 2 дня топливо подорожало на всех автозаправках в среднем на 4%. 27 августа НБУ начал укреплять гривню – цены в крупном опте пошли вниз, но розничные игроки поменяли ценники только через 7-10 дней.

Курсовые колебания усугубляются дефицитом валюты. Официально купить доллары или евро можно через торги Нацбанка или попросить банк приобрести валюту на межбанковском валютном рынке. Но предложение валюты ограничено. Курс, по которому топливным ритейлерам удается приобрести доллар, выше межбанковского на 20-30 коп./$. “В нефтяном рынке очень важен объем оборотных средств – чем большими средствами вы оперируете, тем больше можете заработать”, – отметил финансовый директор сети автозаправок КЛО Владислав Стремидловский. Дефицит оборотных средств приводит к смещению графика поставок и расторжению контрактов. Если расчет осуществляется в гривне, то в договорах прописывается привязка к курсу доллара – например, 13,15-13,25 грн./$.

Кроме того, согласно постановлению НБУ, профучастники вынуждены замораживать средства на валютных счетах на трое суток для покупки импортных нефтепродуктов. Дефицит валюты, помноженный на курсовую нестабильность, заставляет продавцов нефтепродуктов жертвовать спросом и перекладывать все финансовые риски на конечного потребителя. “Когда вы кладете на депозит гривни для обмена валют, вы не знаете, какой будет курс через 3 дня. Соответственно, неизвестно хватит ли средств”, – объясняет Стремидловский.

Резкое удорожание отпугивает покупателей. За 9 месяцев были проданы 2,9 млн. т топлива, свидетельствуют данные Государственной службы статистики. За аналогичный период 2013 г. реализованы 3,2 млн. т. Потребители переориентируются на дешевую продукцию. Например, “приватовские” заправки (работают под брэндами “Укрнафта”, ANP, “АВИАС плюс”, Sentosa Oil и др.), продающие бензин марки А-95 на гривню дешевле среднерыночной цены, с января по сентябрь увеличили долю рынка на 6,5 п. п. до 34%.

Открытием года для автолюбителей стал сжиженный газ. В среднем спрос на него увеличился на 20%. Покупателей не отпугивает даже удорожание этого топлива на 39,9% до 8,94 грн. “Впервые за 3 года стоимость сжиженного газа составляла менее 50% от цены бензина марки А-95”, – подчеркнул замдиректора компании “Надежда” Станислав Батраченко.

В сложившихся рыночных условиях все игроки нефтепродуктового ритейла пересмотрели планы по развитию. “Мы планировали построить и купить около 100 комплексов. Сейчас корректируем планы до 40-50 АЗК, не более”, – заявил в мае генеральный директор “ВОГ Ритейл” (управляет сетью WOG) Сергей Корецкий.

В 2014 г. речь не идет о развитии, главное выжить, считает президент ассоциации “Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины” Леонид Косянчук. “Сложнее всего приходится мелким сетям. У них есть 2 варианта: либо продаваться, либо бодяжить”, – признает он. По информации Куюна, доля фальсификата на рынке составляет 20%. Основные области, в которых наблюдается высокая концентрация суррогата, – Луганская, Донецкая, Харьковская, а также Крым. По словам эксперта, в 2014 г. научились подделывать не только бензин, но и дизельное топливо, куда добавляют авиационный керосин.

1 октября суд арестовал имущество семи автозаправок “БРСМ-Нафта” в Киевской области по ходатайству следователей прокуратуры. Арест имущества произведен в рамках расследования 10 уголовных дел, начатых после масштабной проверки АЗС сети по факту реализации топлива ненадлежащего качества. Около 20 из 135 автозаправок были закрыты. Правда, в компании масштабные проверки связывают не с плохим качеством топлива, а с конкурентной войной.

Прогнозировать дальнейшее развитие рынка эксперты не берутся. “Если курс доллара будет расти – будет дорожать топливо”, – уверен Косянчук. Это добавит популярности сжиженному газу. Сегодня 1,8 млн. автомобилей в Украине заправляются этим видом топлива, подсчитала Украинская ассоциация сжиженного газа. По ее расчетам, в 2015 г. этот показатель увеличится на 20%.

В целом в 2014 г. спрос на топливо упадет на 25% по сравнению с 2013 г., прогнозируют эксперты. Предпосылок для снижения доли фальсификата пока нет. “Для уменьшения подделки на рынке необходимо определить государственный орган, в полномочия которого будет входить контроль качества нефтепродуктов на автозаправок, и выделять ему необходимое финансирование”, – резюмирует Куюн. Согласно данным Госстата, в Украине (без учета Севастополя и Крыма) работают 6,89 тыс. автозаправок. (Капитал/Химия Украины и мира)

 

Exit mobile version