Химия Украины и мира

Россия: кто разгоняет цены на топливном рынке

Сложившаяся на топливном рынке России ситуация, так же как и в Казахстане, в значительной мере является следствием неэффективности работы профильного ведомства – Минэнерго как регулятора рынка. Нефтебазы и АЗС не могут сформировать достаточных запасов бензина, и на дисбаланс спроса и предложения рынок реагирует дефицитом топлива и последующим ростом цен на него.

Текущий год является, пожалуй, самым тяжелым для потребителей ГСМ за последние несколько лет. Анализ ситуации приводит к неутешительным выводам: оптовые цены на бензин постоянно растут. Причинами роста являются аварии на НПЗ, плановые ремонты, избыточный экспорт. Но главное, полагают аналитики, – это отсутствие топливного рынка как такового. По факту есть лишь нефтеперерабатывающие предприятия, которые производят горючее и потребители, которые его покупают. Лидерами в производстве бензинов (по данным прошлого года) являются “Роснефть” (с долей 30%), “Газпром нефть” (21%), “ЛУКойл” (17%), “Башнефть” (12%). Таким образом, этот квазирынок практически полностью контролируется ВИНК. По мнению экс-замминистра энергетики РФ Владимира Милова, цены на бензин в России могли быть примерно на 20% ниже, если бы рынок не был столь монополизирован.

Усугубляет ситуацию и принятое российским правительством решение о так называемом “налоговом маневре”. Согласно ему, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) увеличивается при одновременном снижении экспортных пошлин на сырье и нефтепродукты, а также росте акцизов на последние. Таким образом, речь идет об экспортном стимулировании и, соответственно, переходе налогового бремени на внутреннее потребление.

Аналитики полагают, что нефтяные компании могут умышленно завышать стоимость бензина на внутреннем рынке, компенсируя возможные потери от “налогового маневра”. Кроме того, реализация правительством России решения о “налоговом маневре” привела к перенаправлению части производимых объемов автобензинов с внутреннего рынка на внешний. В частности, если в 4 квартале 2013 г. нефтяные компании вывезли из России 780 тыс. т высокооктанового бензина, то в 1 квартале текущего года – 970 тыс. т. Причем в январе был экспортирован рекордный объем – 458 тыс. т. Среди основных покупателей – Нидерланды, Турция, Кыргызстан, Казахстан.

Министерство энергетики РФ в этом году прогнозировало рост цен на бензин в соответствии с ожидаемым уровнем инфляции в 5-6%. Однако избыточный экспорт, аварии на нефтеперерабатывающих предприятиях (Рязанском НПК, ТАИФ-НК, Ачинском НПЗ), отсутствие резервных запасов бензина привели к возникновению его дефицита и подхлестнули рост оптовых цен. И если на протяжении нескольких предыдущих лет стоимость моторного топлива не превышала инфляцию, то в результате скачка оптовых цен уже в конце августа цена бензина, опередив темпы роста инфляции, поднялась на 6,8%. Большое влияние на уровень цен оказывают НДПИ и акцизы, составляющие около половины в отпускной цене топлива. За последние три года акцизы на бензин выросли в 2,5 раза. Только в текущем году рост акцизов на моторное топливо на 10-12% превысил уровни, установленные во второй половине прошлого года. В частности, с 1 января 2014 г. акцизные ставки достигли отметки в 9916 руб./т. На следующий год акцизная ставка на бензин, составив 10858 руб., приблизится к 11 тыс. руб. Такая же ситуация наблюдается и с дизельным топливом, акцизы для которого за те же три года выросли почти в 5 раз. Как нефтяные компании компенсируют подобные издержки – объяснять не надо. Вместе с тем следует отметить, что первоначально целью изменения акцизных ставок на топливо было стимулирование перехода НПЗ на выпуск бензинов класса Евро-4 и Евро-5. Однако в настоящее время правительство России стало их использовать для компенсации выпадающих из бюджета доходов.

Динамика роста ставок акцизов на автобензин в России, %

с 1.01.2010 с 1.01.2011 с 1.01.2012 с 1.01.2013 с 1.07.2013 с 1.01.2014 с 1.01.2015
Рост ставок акцизов 10 30-50 29-32 24 24 5 – 12 5 – 11

Помимо акцизов, в цену бензина входит НДС – 18%, НДПИ – 17%, прочие налоги. Совокупный уровень налогов составляют 62% стоимости топлива. По этому показателю российский бензин опережает такие страны, как Испания (49%) и Дания (54%). Результатом такой политики стал устойчивый рост цен на бензин. С начала 2008 г. по 1 сентября текущего года розничная цена Аи-92 выросла на 60%. При этом в 2013 г. стоимость бензина Аи-92 поднялась на 5,2%, а Аи-95 – на 6,6%. Согласно данным Российского топливного союза, за 10 месяцев текущего года цены на нефтепродукты поднялись на 7%. В настоящее время рост стоимости бензина идет на фоне снижения котировок мирового рынка. Однако, как видим, падение стоимости нефти на мировом рынке напрямую не влияет на розничную цену продаваемого в России бензина. Это связано как с низкой конкуренцией на российском энергетическом рынке, так и с высоким налоговым бременем на моторное топливо. По словам занимающегося ТЭК России вице-премьера Аркадия Дворковича, главной причиной роста цен на моторное топливо в 2015 г. станут новые налоговые решения, касающиеся акцизов. Ранее Минфин заявил, что бензин в России будет подниматься в цене ежегодно в среднем на 1,8 руб. По мнению главы Российского топливного союза Евгения Аркуша, предпосылок для снижения стоимости бензина в РФ нет, зато реальная инфляция, налоговые изменения и периодичный рост акцизов являются непреложными причинами повышения стоимости топлива. (Oilnews.kz/Химия Украины и мира)

 

Exit mobile version