Химия Украины и мира

Украина: ильменитовый концентрат – пища для российского титана

Российская корпорация “ВСМПО-Ависма” пытается заключить с украинским государством контракт по импорту ильменита на более выгодных условиях, чем работала с Дмитрием Фирташем. Поэтому в ее заявлениях о возможном переходе в 2015 г. на альтернативные источники сырья больше паники и мелкого шантажа, чем экономической целесообразности.

В 2014 г. украинско-российский конфликт несколько раз ввергал рынок титана и титанового сырья в легкую истерию. Международные санкции против России еще весной заставили главных клиентов “ВСМПО-Ависма” на Западе – европейский Airbus и американский Boeing – разработать кризисную стратегию действий на случай, если им придется разорвать контракты на закупку титановой продукции российского происхождения. Были созданы специальные рабочие группы по изучению соответствия техническим требованиям титана других производителей. Вместе с тем, транснациональные авиагиганты приступили к формированию 6-месячного резервного фонда титановых элементов для выпускаемой ими техники. По поставкам крылатого металла Airbus сейчас более чем на 50% зависит от “ВСМПО-Ависма”, Boeing – примерно на 35%.

Россия, в свою очередь, корпела над планом Б, предусматривающим работу в условиях закрытия украинского рынка ильменитов. То ли вследствие санкций со стороны официального Киева, то ли ввиду внутреннего передела на украинском рынке титанового сырья. Летом стало известно о серьезности намерений правительства Арсения Яценюка отозвать ГОКи, добывающие ильменит для “ВСМПО-Ависма”, из аренды у Дмитрия Фирташа. Перед лицом угрозы тот подсуетился и за три квартала отгрузил за Урал почти годовую норму ильменитовой продукции. Как раз вовремя, поскольку до конца сентября потерял контроль и над Иршанским ГОКом, и над Вольногорским ГМК. Но в “ВСМПО-Ависма” подтвердили, что свои обязанности по контракту на 2014 г.Group DF успела выполнить на 100%. В результате к ноябрю на складах у “ВСМПО-Ависма” накопилось сырья на 8-10 месяцев полноценной загрузки. При этом опасность титанового эмбарго к этому времени существенно уменьшилась. Стало ясно, что в нем не заинтересована ни одна из сторон.

Очевидно, прав один из российских фондовых аналитиков Артем Абалов (управляющая компания “Арсагера”), подметивший, что западные страны вводят санкции против субъектов РФ избирательно, чтобы смягчить вред своему бизнесу. “Учитывая значимость российских поставок титана, а также тот факт, что ВСМПО теперь частная компания, можно предположить, что запрет на поставки титана западным контрагентам будет введен нескоро, если вообще будет”, – прогнозирует он. Подтверждением его слов служит тот факт, что титановую корпорацию санкции зацепили лишь мимолетом. Запрет на въезд в США и некоторые другие страны был выдан относительно главы наблюдательного совета “ВСМПО-Ависма” Сергея Чемезова, и лишь потому, что он считается близким другом Путина. На титановый бизнес это не повлияло. Более того, летом Boeing продлил контракт на покупку у “ВСМПО-Ависма” титанового проката до 2022 г.

Таким образом, к ноябрю, когда традиционно заключаются контракты на следующий год, “ВСМПО-Ависма” подошла с аномально большими сырьевыми запасами и с уверенностью, что не останется без заказов. В такой ситуации она решила, что может себе позволить диктовать условия сырьевым контрагентам. В данном случае – Украине. Тем более, что имена и реквизиты этих контрагентов уже меняются. Однако избыточные запасы – это, пожалуй, единственный серьезный козырь россиян на торгах.

Осенью Иршанский ГОК и Вольногорский ГМК вошли в состав государственной (сколоченной на скорую руку) «Объединенной горно-химической компании» (ОГХК). Но это не значит, что ОГХК будет работать со старой клиентской базой комбинатов, никого не вычеркивая. Первым в группе риска числится “Крымский титан” в Армянске, работающий на территории оккупированного Крыма, перерегистрированный в России, но остающийся в собственности Дмитрия Фирташа. Это предприятие выпускает не металлический титан, а пигмент – диоксид титана – и потребляет около 300 тыс. т ильменита в год. Заступая в должность, глава ОГХК Руслан Журило высказал сомнение в целесообразности сотрудничества с вражеским активом. Но в сторону “ВСМПО-Ависма” ни менеджеры компании, ни чиновники не позволяли себе отпускать критических стрел.

В последние годы российская корпорация закупала более 100 тыс. т украинского сырья в год с тенденцией к увеличению закупок в будущем. По данным Федеральной таможенной службы РФ, в 2012 г. объемы ввоза составляли 111 тыс. т ильменита, в 2013 – 120 тыс. т, за 10 месяцев 2014 г. – более 93 тыс. т. Фактически все эти цифры описывают товарный поток между двумя предприятиями – Вольногорским ГМК и “ВСМПО-Ависма”. Украинский ильменит почти полностью покрывал сырьевые нужды последней. И такое положение вещей в целом устраивало обе стороны, хотя “ВСМПО-Ависма” параллельно и развивала свой титандобывающий проект в Украине – Демуринский ГОК, а также пыталась организовать добычу ильменитовых руд в России. Но делала это вяло, чередуя вспышки активности с долгой заморозкой работ. В руководстве российской корпорации сегодня заявляют, что надеются получать сырье из Демуринского ГОКа в 2016 г. Но и это очень оптимистический прогноз, который к тому же крайне зависим от того, как сложатся дальнейшие торговые отношения компании с Украиной, а также с нынешним главой Днепропетровской ОГА Игорем Коломойским. Да и мощности Демуринского ГОКа даже после вывода на полный ход позволят получать не более 70-80 тыс. т концентрата в год, чего для нормальной загрузки “ВСМПО-Ависма” не хватит.

На Вольногорском ГМК, несмотря на военно-политическую конфронтацию между Киевом и Москвой, тоже не хотели бы опускать такого клиента. Просто работать с ним по старым схемам уже невозможно. Для “Ависмы” это определенный дискомфорт. Но, возможно, украинская сторона компенсирует им неудобства за счет дополнительной выгоды.

Под крылом Group DF украинские ильменитовые ГОКи демонстрировали довольно странную экономику. Например, по сообщению самой группы, в 2013 г. они выручили 1,5 млрд. грн., при этом произвели 641 тыс. т ильменита, 162 тыс. т рутила и 41 тыс. т циркониевого концентрата. Прошлогодние цены на ильменит, по данным компании TZ Minerals, превышали $300/т, цены на рутил приближались к $3000/т (в рутиловой руде содержится более 90% титана, потому так дорого). Если умножить эти ценовые индикаторы на производственные показатели и на курс гривны к доллару, то получается, что от комбинатов следовало бы ждать выручки в несколько раз большей.

Этот разрыв в некоторой степени поможет объяснить другая статистика. По данным издания “Хим-курьер”, за I полугодие 2014 г. Украина экспортировала в Россию только 35% от общего объема экспорта титановых руд – 56,2 тыс. т. Хотя участники рынка утверждают, что реально в РФ попадало и определенное количество украинского ильменита, экспорт которого Group DF практиковала оформлять через дружественных посредников из разных стран. Теперь ОГХК может предложить россиянам обойтись в ильменитовой торговле без лишних смежников и их накруток. Новые менеджеры украинских ГОКов на этом ничего не теряют, а работать с проверенным покупателем, несмотря на окружающий политический фон, им проще, чем искать новые точки сбыта где-то в Китае или США. К тому же для этого пришлось бы потратить время, чтобы выстроить собственные торговые связи. Сеть Фирташа на ОГХК работать не будет.

В 2014 г. глобальный рынок не ощущал нехватки ильменитового сырья. Даже считавшийся в 2013 г. дефицитным рутил покупатели уже не отрывали с руками. По данным TZ Minerals, цены на эту продукцию в течение года упали примерно на 10% и в 2015 г., скорее всего, продолжат снижаться. Хотя при этом они все равно держатся в более высоком интервале, чем за все предыдущее десятилетие. Одновременно в 2014 г. ожидается падение спроса на металлический титан (в пределах 2%). При таких трендах найти альтернативные ресурсы ильменита для “ВСМПО-Ависма” будет не слишком сложно. Другое дело, есть ли в этом смысл?

Тем не менее, нынешней осенью российская корпорация приобрела для пробы партию ильменита из Сенегала (5,3 тыс. т за $1,73 млн.). Это довольно крупная покупка, поскольку в последнее время “ВСМПО-Ависма” импортировала не из Украины только мелкие партии рутила австралийского или южноафриканского происхождения в объемах нескольких десятков тонн в месяц. Сенегальский контракт руководство корпорации объяснило опасением перебоев с поступлением украинского ильменита. Очевидно, в Верхнем Салдино летом поддались паническим настроениям и поспешили перестраховаться. Теперь же попытаются использовать африканский ильменит в качестве инструмента по выдавливанию из Украины лучших контрактных условий на 2015 г. Хотя внешние обстоятельства не способствуют переходу “ВСМПО-Ависма” на сенегальское сырье.

Еще летом генеральный директор корпорации Михаил Воеводин признавал, что это сырье ввиду логистики в 1,5 раза дороже украинского. Кроме того, оно и беднее. Среднее содержание титана в руде из Сенегала составляет 54%, в вольногорской – более 60%. И это еще не все нюансы. “Если речь идет о Сенегале, то это абсолютно новый проект, надежность партнера нужно будет еще проверить в работе, – говорит Андрей Бродский, генеральный директор компании “Велта”, добывающей ильменитовую руду в Кировоградской области. – Также есть вопрос логистики. Из Африки целесообразно поставлять сырье только крупными партиями – океанскими судами от 10 тыс. т, что не совсем удобно для “ВСМПО-Ависма”. Корпорация же привыкла получать сырье ритмичными вагонными партиями из Украины, не замораживая большое количество денег, как в случае с судовыми партиями”.

И хотя Михаил Воеводин утверждает, что доля сырья в себестоимости конечного товарного титана мизерно мала (до 2%), но вряд ли “ВСМПО-Ависма” находится сейчас в том положении, чтобы позволить себе безболезненно увеличивать эту долю. По итогам 3 кварталов 2014 г. суммарная задолженность корпорации преодолела рубеж в 40 млрд. руб., причем из-за санкций против России обслуживание старых кредитов и привлечение новых обходится компании все дороже. Появились сообщения о задержке расчетов со смежниками со стороны “Ависмы”. Ее прибыль за январь-сентябрь оказалась на 6% меньше в рублевом эквиваленте, чем за тот же период 2013 г., и более чем на 10% – в долларовом.

Старший аналитик компании “Велес Капитал” Айрат Халиков падение прибыльности “ВСМПО-Ависма” связывает в первую очередь с проблемами на украинском направлении. “Данных о перебоях в поставках нет, – говорит он. – Но есть, помимо политических, и логистические проблемы. Часть железных дорог, которые соединяют Россию и Украину, не работает. Также ВСМПО пришлось потратиться на то, чтобы дополнительно закупить сырье”. А в середине ноября на титановую корпорацию свалилась еще одна сырьевая напасть. Произошла крупная авария на шахтах компании “Уралкалий” в Соликамске, поставляющих для “ВСМПО-Ависма” карналлит. Так что Михаилу Воеводину теперь придется позаботиться и об альтернативных источниках поставки этого минерала.

Вероятность того, что Украина в 2015 г. останется основной сырьевой базой для “ВСМПО-Ависма”, достаточно высока. Тем более, на украинском рынке есть еще несколько потенциальных поставщиков ильменита кроме Вольногорского ГМК. Та же “Велта” двумя годами ранее уже пробовала сотрудничать с россиянами, руководитель компании Андрей Бродский не исключает возобновления торговли в будущем. У Дмитрия Фирташа также остались два небольших на данный момент рудника – Междуреченский ГОК и “Валки-Ильменит”. Хотя у него сейчас основная задача – обеспечить сырьем Запорожский титаново-магниевый комбинат, где он пока не сдает позиции государству. В 2014 г. ЗТМК потребовалось около 50 тыс. т ильменитового концентрата, в перспективе может быть и больше. “Инвестиционная программа, направленная на увеличение мощностей предприятия по существующей продукции, а также создание мощностей по следующим переделам, приведет к еще большему потреблению заводом титанового сырья”, – заявила пресс-служба Group DF. Впрочем, и в «Объединенной горно-химической корпорации» от дальнейшего сотрудничества с российским производителем титана не открещиваются, хотя и деталей не раскрывают. “Процесс заключения контрактов на 2015 г. продолжается”, – сообщили в ОГХК. (МинПром/Химия Украины и мира)

Exit mobile version