Химия Украины и мира

Россия: налоговый маневр приводит к аномальной ситуации на рынке топлива

В России вновь возникла аномальная ситуация с ценами на элитные марки бензина и дизтопливо: они растут вопреки падению мировых цен на нефть. Эксперты считают, что крупные нефтяные компании хотят успеть компенсировать затраты на производство элитных сортов топлива в ожидании несправедливых, на их взгляд итоговых параметров налогового маневра. Проблема и в том, что в валюте российский бензин подешевел, что увеличило его спрос за границей.

Еще в 2009 г. всех удивляло, что внешние цены на нефть растут галопирующими темпами, а в одной из крупнейших стран нефтегазодобычи увеличиваются и цены на заправках. Но тогда это объяснялось рыночной логикой. Теперь наблюдается прямо противоположная ситуация: цены растут при падении стоимости сырья. Такая рыночная аномалия озадачила президента: “Некоторые вещи вызывают вопросы. Вот, на 10% на 1 декабря увеличились цены на нефтепродукты при снижении цен на нефть на 35%”, – сказал Владимир Путин на встрече с членами правительства. Президент отметил и другую аномалию: обычно инфляция – это повышение цен от опта к рознице. Сейчас розница на нефтепродукты растет быстрее мелкого опта. И с этим тоже, по его словам, следует разобраться.

По данным Росстата, в среднем за неделю цены растут на автомобильный бензин на уровне 0,1%, цены на дизтопливо – на 1-2% в месяц, за неделю в начале декабря – на 0,3%. То есть на первый взгляд все в норме сезонной по-грешности. Хотя в целом по году в России розничные цены на бензин опережают инфляцию несколько больше, чем в 2013 г., примерно на 10%. Впрочем, среднестатистическая картина не отражает реалий рынка и колебаний его в зависимости от регионов. Он во многом зависит от близости к нефтезаводам, степени концентрации трейдеров вокруг них и прочих локальных факторов. Плюс сезонный оттенок. Например, за неделю отпускная цена у некоторых нефтезаводов на АИ-92 снизилась на 0,2%, на дизтопливо зимнее увеличилась сразу на несколько процентов – с 33,5 тыс. руб. до 35,4 тыс.

“Но в целом картина типична: по Северо-Западному региону, например, отпускные цены на элитные сорта бензина росли больше, чем на обычные, – пояснил Михаил Гаврилов, менеджер ООО “КФ Трейд”. – Растут цены и на заправках, в первую очередь крупных нефтяных компаний. Например, на заправках «ЛУКойла» в Питере за 2 недели цена АИ-95 увеличилась с 32 с лишним рублей до 36,7″. По словам трейдера, это говорит о том, что вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) решили ускорить возврат инвестиций от модернизации производств под более экологические сорта бензина (Евро-4, Евро-5). В частности, полностью на своих заводах завершили такую модернизацию “ЛУКойл”, “Газпром нефть” и частично многие другие.

“Безусловно, первым делом повысили цены ВИНКи, – уверен Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития. – АИ-95 подорожал уже на 10%, считаю, что это реакция на налоговый маневр, у ВИНКов много валютных расходов, западные кредиты и расчеты в валюте за оборудование”.

Цены на нефть на внутреннем рынке не могут напрямую зависеть от мировых цен, поскольку российский внутренний рынок непрозрачен. “Никто не знает, за сколько компании продают нефть своим дочкам. Какова доля выработки у мелких компаний, сразу не уследишь, куда устремились потоки нефтепродуктов, – говорит Александр Разуваев, директор аналитического департамента “Альпари”. – Спрос явно увеличился, логично, что ВИНКи хотят заработать на этом”. В частности, спрос на российские нефтепродукты увеличился в приграничных странах. Например, если в России в среднем АИ-95 стоит 36 руб., то в Киеве – 46. Оттуда его могут переправлять в Европу, поскольку в пересчете на евро российское топливо сильно подешевело ввиду девальвации рубля.

“Поэтому для ВИНКов цены на внутреннем рынке не растут, а падают с валютной точки зрения, – говорит Рустам Танкаев, ведущий эксперт Фонда нефтегазопромышленников. – По отношению к валютам бензин сильно подешевел. Чтобы ВИНКам покрыть свои инвестпрограммы, они вынуждены были повысить и отпускные цены, и розничные”.

В целом средний дефицит спроса на рынке нефтепродуктов в России оставляет 1-1,5% в год. С девальвацией рубля он усилился и будет расти, поскольку стал более востребован за рубежом, в том числе на мелкооптовом рынке. Такая ситуация ранее прогнозировалась. Равно как и еще больший рост цен при введении налогового маневра в его нынешнем виде. Налоговый маневр стал альтернативой увеличению с 2015 г. ставки пошлины на экспорт мазута до 100% от нефтяной. Последнее ударило бы по нефтепереработке, маневр же в его прежнем виде рассматривался как более выгодный для нефтяной отрасли вариант. Решили снижать экспортную пошлину на нефтепереработку, увеличивая при этом НДПИ. Но пошлину предполагалось изначально снижать активнее (примерно до уровня Казахстана – $80/т, сейчас в России – $385/т), чем повышать НДПИ (на 10 руб. в 2015 г. и далее по году).

Согласно августовским расчетам Минфина, последний вариант маневра предполагает повышение ставки НДПИ на нефть с 2015 г. до 765 руб./т (прежний вариант предполагал повышение до 775 руб./т, а действующий закон – 530 руб./т), с 2016 г. – 856 руб./т (против 873 и 559 руб./т соответственно), с 2017 г. – 918 руб./т (против 950 и 559 руб./т). Остальные параметры маневра совпадают с теми, что были предложены в предыдущем варианте документа. Экспортная пошлина на нефть будет сокращаться быстрее, чем по действующей нормативной базе, – в 2015 г. до 42% (против 57%), в 2016 г. – до 36% (против 55%), в 2017 г. – до 30% (против 55%). Пошлина на дизельное топливо составит в 2015 г. 48%, в 2016 г. – 40%, в 2017 г. – 30%, на бензин – 78%, 61%, 30% соответственно. Пошлина на мазут достигнет 100% в 2017 г. (ранее планировалось в 2018 г.). В 2015 г. она вырастет до 76% НДПИ, в 2016 г. – до 82%.

“В первоначальном варианте налогового маневра предполагалось, что НДПИ будет расти меньше, чем снижаться экспортная пошлина, этого хватит, чтобы нарастить внутреннюю переработку и ликвидировать постоянный дефицит моторного топлива, – пояснил компетентный источник в одной из нефтяных компаний. – Но ко второму чтению в ноябре появились не весть откуда корректировки. А доля акцизов уменьшилась не настолько, насколько рассчитывали нефтяники. Видимо, на этом настоял социальный блок правительства и экономический, поскольку от этого акциза будут пополняться региональные дорожные фонды”.

Изначально Минфин и Минэнерго предложили существенно понизить акцизы на бензин и дизтопливо. Предполагалось, что ставка для “Евро-4” с 2015 г. уменьшится с 10858 до 7300 руб./т, для “Евро-5” – с 7750 до 4200 руб., для дизтоплива – с 5970 до 3000 руб. и с 5244 до 2300 руб. Потом ситуацию переиграли, темпы снижения от года к году экспортной пошлины и акциза на элитные сорта бензина и дизтоплива изменились. А большинство заводов последнее время увеличили производство именно сортов высокого класса Евро-4 и Евро-5.

“Но последние корректировки с сохранением темпов роста НДПИ, с замедлением темпа снижения экспортной пошлины и замедлением темпов снижения акцизов сделали переработку, особенно высококлассного бензина, невы-годной”, – заверил источник. Нефтяники рассчитывали, что не ощутят большого давления НДПИ, поскольку его значения привязаны к мировой цене нефти, но в валютном выражении. Если ранее все считали, что рыночный фактор снижения ставки НДПИ с лихвой компенсирует ее законодательное повышение в придачу с валютным, то после корректировок эти надежды не оправдались.   “Поэтому у нас ничего не меняется и при любой конъюнктуре мирового рынка как вверх, так и вниз, цены на топливо в стране растут, – говорит Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности. – Ничто теперь ВИНКам не помешает повышать цены в рознице и оптом. И их можно понять: они завершили модернизацию, им надо выплачивать валютные кредиты. Первоначальный вариант налогового маневра это еще как-то мог компенсировать”.

Еще при обсуждении последнего варианта налогового маневра аналитики предсказывали в 2015 г. цену в 50 руб./л, а в 2016 г. – и все 60. “Согласен, что цены могут быть такими, это будет чисто рыночная реакция, которая теперь уже наблюдается, – говорит Рустам Танкаев. – Это вина исключительно экономического и социального блоков правительства, у которых рублевые расходы увеличились ввиду девальвации, а все обязательства у них в рублях”.

Сейчас снова зашла речь о том, чтобы в 2015 г. вновь пересмотреть параметры налогового маневра и ставок акциза на нефтепродукты. По всей видимости, чем больше будет расти цена топлива, тем быстрее это произойдет. (Rcc/Химия Украины и мира)

 

Exit mobile version