Химия Украины и мира

Украина: без привлечения правоохранительных органов государству не удастся защитить интересы в ПАО «Сумыхимпром»

Экс-министр промышленности (1995-1997 гг.) Валерий Мазур рассказал о своем отношении к ситуации, сложившееся вокруг приватизации ПАО “Сумыхимпром”, а также озвучил свое видение спасения данного предприятия.

– В чем причина того, что государство уже около полутора лет не может продать госпакеты акций ПАО “Сумыхимпром”? Есть ли основания предполагать, что во второй половине 2013 г. – первой половине 2014 г. планировалась “адресная” приватизация предприятия?

Валерий Мазур: Да. Я, как и многие другие промышленники, предполагаю, что Фонд госимущества в 2013 г. был “заряжен” на продажу госпакета акций “Сумыхимпрома” DF Group Дмитрия Фирташа. В то время проводилась активная обработка общественного сознания, что DF Group и непосредственно Д. Фирташ – это спасители промышленности, да и экономики Украины в целом. Просто демонизировалась его личность в лучших традициях саморекламы и пропаганды. Почему-то В. Янукович определил Д. Фирташа даже возглавлять союз работодателей Украины. Так, к сожалению, было.

– В июне 2014 г. предпринималась попытка продать два пакета акций “Сумыхимпром” (5% и 2,242%) на “Восточно-Европейской фондовой бирже”. Это закончилось скандалом – работники биржи пытались препятствовать одному из участников в допуске его к приватизации. Но “Восточно-Европейская фондовая биржа” продолжает привлекаться ФГИ в качестве технологического участника приватизации. Считаете ли Вы, что необходимо прекратить привлечение к организации приватизации тех технологических субъектов, которые себя скомпрометировали?

Валерий Мазур: Я считаю, что биржи, которые позволяют такой беспредел, необходимо лишать права заниматься биржевой деятельностью навсегда. А руководителей, от которых пахнет коррупцией, необходимо привлекать к уголовной ответственности. На мой взгляд, препятствие с боку биржи участвовать какому-либо субъекту в проводимых торгах государственными акциями – это уголовное преступление. И не иначе. Ибо все такое творится по сговору, за взятки.

– Считаете ли Вы целесообразным возобновление продажи миноритарных пакетов акций ПАО “Сумыхимпром”? Если да, то на каких условиях – конкурс или аукцион? Поясните, пожалуйста, почему Вы отдаете предпочтение той или иной форме продажи.

Валерий Мазур: Считаю, что акции предприятий, особенно пакеты акций, принадлежащие государству, следует продавать исключительно на открытых аукционах при свободном доступе инвесторов к участию в аукционах. Форма продажи пакетов акций или долей в обществах с ограниченной ответственностью на конкурсах разработана, предполагаю, для того, чтобы была возможность под придуманным предлогом исключать из участия в приватизации нежелательного претендента и продавать по заниженной цене госпредприятия адресно, заранее выбранному юридическому или физическому лицу. Небескорыстно, конечно же.

– Есть ли целесообразность в проведении приватизацию “Сумыхимпрома”? Ведь если не провести приватизацию предприятия, это законсервирует управление почти на 100% госпредприятием структурами Д. Фирташа, результаты чего противоречат интересам государства?

Валерий Мазур: Приватизацию “Сумыхимпрома” проводить надо. Ибо менеджмент, управляющий ныне предприятием, похоже, умышленно заводит “Сумыхимпром” в долговую яму, чтобы по возможности обесценить этот объект. У меня есть вопрос: а кто давал право управляющему санацией и распорядителю имуществом “Сумыхимпрома” осуществлять убыточную деятельность предприятия, тем самым нанося материальный ущерб государству путем снижения его потенциальной стоимости? Уверен, что ни Минэкономразвития, ни Фонд госимущества такого разрешения им не давали. А за самовольное доведение государственного предприятия до банкротства его руководители должны нести ответственность.

– Предприятием продолжают управлять лица, подконтрольные Дмитрию Фирташу и Сергею Левочкину – управляющий санацией предприятия Игорь Лазакович и распорядитель имущества Роман Марченко. Достаточно давно открыто уголовное производство по фактам продажи “Сумыхимпромом” продукции по ценам, ниже себестоимости, в результате чего нанесен ущерб в 135 млн. грн. Могла ли осуществляться продажа продукции по цене ниже себестоимости без ведома управляющего санацией и распорядителя имуществом? Почему органами прокуратуры до сих пор ни одно должностное лицо “Сумыхимпрома”, которое подписывало договора о продаже продукции по ценам ниже себестоимости, не привлечено к уголовной ответственности и даже не получило статус подозреваемого?

Валерий Мазур: В СМИ была информация, что под руководством управляющего санацией и распорядителя имущества “Сумыхимпром” не только продавал свою продукцию ниже себестоимости, но также закупал сырье, вспомогательные материалы и другие товары и услуги по ценам, существенно более высоким, чем рыночные. Видимо, прокуратура справедливо возбудила уголовное дело по этим фактам. Почему местная прокуратура пока еще не привлекла к уголовной ответственности должностных лиц “Сумыхимпрома” – надо спросить у Генерального прокурора и комитета ВР по борьбе с коррупцией и организованной преступностью. Вот Вы, как представитель СМИ, напишите запрос по этому поводу во все инстанции. Проверим, выполняют ли эти правоохранительные органы законодательство об информации.

– С чем связано нежелание органов прокуратуры и Минюста разбираться в ситуации вокруг “Сумыхимпрома”?

Валерий Мазур: Я думаю, что органы прокуратуры сейчас перегружены расследованиями массы криминальных дел. Это, во-первых. Во-вторых, не исключено, что с правоохранительными органами “работают” люди, которые заинтересованы в сохранении названных Вами должностных лиц у руля “Сумыхимпрома”. Минюст, предполагаю, старается не вмешиваться в этот грязный вопрос. Хотя чиновники Минюста обязаны бороться с очевидной коррупцией, с грабежом государства. Иначе таких чиновников надо увольнять за саботаж.

– Можно ли предполагать, что создаются предпосылки для ликвидации “Сумыхимпрома” как юрлица, результатом чего станет передача Фирташу и Левочкину производственных мощностей “Сумыхимпрома”? Что государство должно сделать для препятствования этому?

Валерий Мазур: Можно это предполагать. Чтобы ликвидация “Сумыхимпрома” не случилась, государство в лице Минэкономразвития, Минюста, Фонда госимущества, Министерства внутренних дел, Генеральной прокуратуры, СБУ и других органов должно проявить власть. Без кардинальных мер со стороны правоохранительных органов ничего не получится. Будет как в известной басне: “А Васька слушает, да ест”. И ест Васька национальное достояние. “Сумыхимпром” ведь стратегический для Украины объект. Это единственное предприятие, производящее фосфорные удобрения и тем самым обеспечивающее высокую урожайность сельхозкультур на полях Украины. Т. е. имеет прямое отношение к продовольственной безопасности государства. (РБК-Украина/Химия Украины и мира)

 

Exit mobile version