С начала 2015 г. цены в крупном опте ощутимо снизились. В то же время главными негативными тенденциями стали уход с рынка предложений по бензинам А-95, а также неразбериха, связанная с перерасчетом цен согласно новому налогообложению. По мнению аналитиков “Консалтинговой группы А-95”, дальнейшее снижение мировых цены на нефть позволит рассчитывать на снижение стоимости топлива в украинском опте.
По данным “Консалтинговой группы А-95”, средние оптовые цены с 29 декабря 2014 г. по 12 января 2015 г. изменились следующим образом: А-92 – 19050 грн./т (-1900 грн./т); А-95 – 21050 грн./т (-100 грн./т) – только Кременчугский НПЗ; ДТ – 16880 грн./т (-870 грн./т).
Снижение цен стало возможным благодаря нескольким факторам. Стоимость нефтепродуктов в европейских портах снизилась за этот период на $50-55/т. Курс гривны, установленный НБУ в праздничный период, был стабилен у отметки 15,76 грн./$1. Реальный курс валютных сделок также стабилизировался в диапазоне 18,90-19,50 грн./$1. Наконец, важным фактором снижения средних цен стало расширение предложения по ДТ и А-92. Трейдеры завезли много ресурса после снижения нефтяных котировок. Таким образом, держатели крупных партий ресурсов были вынуждены либо снизиться до новых уровней, либо перенаправить ресурс на нужды розницы, которая более инертна.
Благоприятствует снижению цен в опте и тот факт, что трейдеры не стали закладывать в цену ресурса новые налоги. “Было бы логично с нового года пересчитать цену согласно новым акцизам. Но так как акцизы выросли, а эко-налог исключили из кодекса, большинство импортеров не стали обращать на это внимание”, – пояснил трейдер.
Как рассказали трейдеры, никто пока не готов прогнозировать реакцию крупного опта на внедрение пятипроцентного налога на подакцизные товары. “Если розница начнет дорожать, маржа и реализация снова просядут, то, возможно, часть ресурса крупных ритейлеров высвободится для оптового рынка, что может еще сбить цену”, – поделился размышлениями столичный оптовик.
На рынок продолжает возвращаться белорусский бензин. 12 января на станции Коростень торговали компании “Финанспромгаз”, ЗНГ и “Галнафтогаз”. В Броварах вышла “ОлЭнерго”. Белорусский ресурс торгуется в диапазоне 19000-19100 грн./т. Во второй половине дня трейдеры говорили о возможном снижение к следующей торговой сессии еще на 100-200 грн./т.
В свободной продаже отсутствуют бензины А-95 железнодорожными нормами. Единственным индикатором выступает предложение Кременчугского НПЗ, которое традиционно выше рынка – 21050 грн./т. Как отмечают крупные поставщики нефтепродуктов в Украину, отсутствие ресурса в крупном опте не свидетельствует о его дефиците. “Ресурс есть. Те, кто завезли его по старым ценам, на $50/т выше сегодняшних котировок, развезли его по нефтебазам, чтобы дальше реализовать в рознице. Их цена в опте уже не конкурента”, – пояснил один из импортеров. По заверению нескольких трейдеров, можно ожидать появления предложений по “пятому” бензину во второй половине недели.
Характерным для рынка остается широкое предложение ДТ. 8-12 компаний выходят в рынок. При этом 12 января 5 трейдеров выходили с белорусским ресурсом на Коростене. “Альянс Энерго Трейд” реализует греческий дизель в порту “Южный”. “Ромпетрол” выходит с румынским ДТ в Одессе. Показательно, что сразу два “дизельных” предложения у “ВОГ-Ритейл”, по Коростеню (Мозырский НПЗ) и по Харькову (Волгоградский НПЗ). В 2014 г. “ВОГ” только эпизодически выходил на рынок крупного опта. Как объясняют такой ход трейдеры, компания стремится распродать накопленные запасы, дабы поставить на рынок ресурс по новым сниженным ценам.
По мнению аналитиков “А-95”, тенденция дальнейшего падения цены на нефть (ниже $46/барр.) позволяет рассчитывать на снижение цен в украинском опте. Основными угрозами для этого остаются непрозрачный и нестабильный курс гривны, а также непрогнозируемая реакция рынка на инсталляцию новых налоговых нагрузок. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)