Химия Украины и мира

Украина: глава ООО «Henkel Украина» Торе Бироль рассказал, каким видит развитие компании

В 2015 г. украинцы будут покупать меньше FMCG-товаров, но для импортеров и производителей это не катастрофа, утверждает Торе Бироль – СЕО “Henkel Украина”.

Официальный дилер производителей дизельных и газовых электростанций FG Wilson (Великобритания), Mitsubishi (Япония) – компания «Хайтед» более 15 лет осуществляет проектирование, поставку, монтаж и сервисное обслуживание дизель генераторов – http://www.hited.ru/catalog/elektrostancii/dizelnye_generatory/. Нареканий на ее работу нет.

Многие владельцы и топ-менеджеры ждут 2015 г. с опаской, но СЕО украинской “дочки” немецкого концерна Henkel – с оптимизмом. Торе Бироль не работал в Украине в пору финансового кризиса 2008-2009 гг. Но уверяет, что в Турции, где он тогда возглавлял отдел продаж Henkel, периоды нестабильности бывают даже чаще, чем здесь. Бироль рассказал, каким Henkel видит свое развитие в Украине, как меняются привычки украинцев. Глава “Henkel Украина” Торе Бироль полагает, что нестабильная украинская экономика предоставляет вполне приемлемые условия для работы.

Об Украине

Несмотря на политические и экономические события, девальвацию гривны и боевые действия на востоке, Украина до 2016 г. останется для Henkel одной из 12 наиболее динамично развивающихся стран. Последние 3 года украинское подразделение концерна росло быстрее рынка. Для нас 2014 г. был не самым простым, но в розничном бизнесе выйдем по итогам года в небольшой плюс. Пострадал промышленный сегмент – часть крупных клиентов на Донбассе прекратили деятельность. Сегмент моющих и чистящих средств, косметики и личной гигиены показывает рост. Это значит, что мы найдем способ адаптироваться. Ситуация меняется, мы меняемся вместе с ней. Есть годы удачные и неудачные, но на общую долгосрочную стратегию это не влияет. Самое главное: мы не собираемся уходить из Украины.

О Донбассе

Мы вовремя успели вывезти наших работников и их семьи. На востоке Украины у нас работали около двух десятков человек. Сотрудникам, которые решили остаться, мы дали возможность работать дома. Там продолжает торговать несколько ритейлеров, например Auchan, Eva и “Амстор”. Мы привозим нашу продукцию на их центральные склады, они сами принимают решение, что и куда везти. В первом полугодии наши продажи в этом регионе шли нормально. Начиная с июля, когда ситуация стала более напряженной, большинство партнеров либо сильно сократили сбыт, либо вообще прекратили работать. Пришлось адаптироваться.

О Крыме

В Крыму ситуация другая. В рамках совещаний (раз в две недели) со штаб-квартирой в Дюссельдорфе мы можем получить необходимые консультации, в том числе касающиеся Крыма. Наш юридический департамент в Украине следит, чтобы все действия соответствовали украинскому законодательству. Офиса на полуострове у нас нет и не было. Есть дилеры, решившие, что им будет удобнее работать с поставщиками из России. Некоторые ритейлеры, наоборот, предпочитают получать нашу продукцию из Украины – для нас это большой плюс. В Крыму есть проблемы с оплатой. Поэтому там приходится работать либо с местными дистрибуторами, либо с юридическими лицами, с которыми мы можем вести бизнес, не нарушая украинское законодательство.

Об ассортименте и потреблении

За второе полугодие мы видим увеличение спроса на товары эконом-класса. В этом году мы начали продавать продукцию среднего ценового сегмента – Losk-капсулы для стирки, до этого у нас были только премиум-капсулы Persil. Украинцы стали чаще покупать небольшие упаковки. Например, у нас есть жидкие средства для стирки Persil, Losk и Rex. Раньше минимальный объем бутылки был 1,5 л, сейчас мы придумали формат “Rex для шести стирок” объемом 430 мл и “Losk для 10 стирок” объемом 730 мл. Конечно, таким крупным компаниям, как наша, все изменения в производстве приходится делать заранее. Henkel вовремя купил польскую компанию PZ Cussons Plc, которая выпускает недорогой ополаскиватель “Е” и может предложить товары эконом-класса, начавшие пользоваться сейчас большим спросом. Кроме того, люди стали чаще уделять внимание акциям и распродажам, чтобы купить товар по выгодной цене.

О товарах из России

Мы наблюдаем такую тенденцию, что украинский потребитель стал “более чувствительным” в вопросе страны-производителя покупаемой продукции. Henkel – международная компания, процессы изменения логистики у нас происходят небыстро. Мы не можем позволить себе ориентироваться на краткосрочные тренды. Есть определенные изменения в поставках, но они были запланированы давно и ориентированы, прежде всего, на повышение эффективности внутренних процессов. Например, подразделение моющих и чистящих средств сегодня импортирует продукцию из пяти стран. Henkel – транснациональный концерн. Это написано на упаковках. Мы представлены примерно в 150 странах. Наши брэнды ориентированы на международный рынок, названия пишутся латиницей. Поэтому надеемся, что в сознании украинских потребителей являемся, прежде всего, международной компанией.

О команде

Такие трудные годы, как этот, очень закаляют людей. Самая большая ценность – это команда. Можно перекупить отдельных людей, но целую команду не перекупишь. Поэтому мы стараемся сохранить нашу команду. Некоторые компании проиндексировали заработную плату выше среднего, но для этого им пришлось уволить часть персонала. Мы сделали по-другому: меньше индексировали зарплаты, но штат не сокращали. Henkel ищет любую возможность оптимизировать расходы. Мы снизили затраты на командировки, корпоративные развлечения, вместо международных телефонных звонков стали пользоваться скайпом. Перевели общение с региональными менеджерами в формат видеоконференции: раньше они собирались раз в квартал, мы арендовали для этого зал и оплачивали гостиницу.

О сценариях

Нам пришлось изменить скорость и частоту пересмотра планов развития. Вторая неделя ноября была показательной – с понедельника по пятницу курс доллара вырос на 25%. У нас налаженные отношения с партнерами, поэтому в такой ситуации можем пересмотреть условия сотрудничества. Мы заранее продумали разные сценарии – и хорошие, и плохие, и совсем плохие. Будет нечестно сказать, что это для нас стало сюрпризом. Тенденции в поведении потребителей в 2014 г. сохранятся и в 2015 г. Уверен, что премиум-сегмент полностью не исчезнет. Наши продажи на украинском рынке продолжат расти. Другим западным компаниям паниковать не стоит. Если их цель – получить быструю прибыль, то сейчас в Украине это будет невозможно. С нашей точки зрения, здесь стоит продолжать делать бизнес. Надо смотреть на Украину в долгосрочной перспективе. (Forbes.ua/Химия Украины и мира)

 

Exit mobile version