Не имеющие в мире аналогов новые технологии получения СПГ, разработанные “Газпромом”, уже позволяют выпускать мини-заводы по производству сжиженного газа мощностью 3 т/час. В настоящее время в газовом концерне обсуждается программа строительства в России около 300 подобных заводов.
“Эта программа находится в стадии согласования и утверждения в “Газпроме”. Говорить об очередности, объемах и количестве пока рано. Предполагается, что в рамках ее реализации будет отрабатываться новая совместная технология в Южноуральске Челябинской области, где на ГРС (газораспределительной станции) будут получать электроэнергию, часть которой направлять на новые блоки разжижения. Мы рассчитываем, что при этом совмещенном варианте будем получать 25-30 т/час СПГ. На эту технологию и концепцию развития производства СПГ мы получили поручения председателя правления “Газпрома” после рассмотрения руководством компании”, – сказал гендиректор ООО “Газпром трансгаз Екатеринбург” Давид Гайдт.
Такие планы стали возможны благодаря тому, что компания “Газпром трансгаз Екатеринбург” первой в мире разработала и внедрила технологию и установку получения сжиженного природного газа. Сейчас СПГ по новой технологии, при которой используется охлаждение метана, выпускается мини-заводом на базе ГРС-4 в Свердловской области. Его мощность – 3 т/час. СПГ, полученный по новой технологии, в 1,5 раза дороже сетевого газа. Но себестоимость того СПГ, который получают сегодня по традиционным технологиям, дороже сетевого газа в 4 раза. На 1 кг СПГ по новой технологии тратится 5 ватт энергии, в обычной – от 500 до 800 ватт.
Раньше автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) газовики были вынуждены ставить там, где есть газопровод. Малое число АГНКС было главным тормозом распространения автомобилей на газомоторном топливе в России. Сейчас привязка заправок к трубе перестает лимитировать газовиков. Полученный по новой технологии дешевый СПГ можно будет реализовывать в радиусе до 300 км от завода на автотрассах, бункеровочных базах пароходств и на железной дороге.
Как объяснил Давид Гайдт, технология реализуется именно в “Газпроме” потому, что в составе корпорации – единая система от 250 тыс. км магистральных трубопроводов до конфорки в каждой квартире. Число газораспределительных станций, где можно использовать эту технологию, в России более 2 тыс. Крупных ГРС, где можно строить большие заводы производительностью до 100 т/час, в стране около 500. Сейчас специалисты “Газпрома” ведут работу по распространению технологии по России. Первая в стране опытно-промышленная установка в Свердловской области обошлась “Газпрому” в 350 млн. руб., из них 150 млн. были направлены на НИОКР, 200 млн. – на строительно-монтажные работы.
Южноуральск был выбран для строительства не случайно. В регионе строится большой логистический комплекс по перевалке контейнеров, идущих от Китая до Москвы. До Челябинска их везут железной дорогой, из Челябинска до столицы – автотранспортом. По расчетам экспертов, потребление газа для автомобилей может достигать 300 тыс. т. Сейчас разрабатывается схема обеспечения этих автомобилей газомоторным топливом на всем протяжении маршрута. (oilnews.kz/Химия Украины и мира)