В Украине кардинальным образом изменились правила торговли нефтью – таким образом авторы нововведения хотят резко нарастить доходы госбюджета. Но этот план может быть разрушен о новую финансовую стратегию крупнейшего ресурсовладельца страны – группы “Приват”.
Последние дни января прошли для Игоря Коломойского в минорных тонах. Это стало понятно после того, как Кабмин принял постановление №16 об отмене 15%-ного дисконта на нефть украинского происхождения. Соответствующие изменения были оперативно внесены в “Порядок организации и проведения биржевых аукционов по продаже нефти, газового конденсата и сжиженного газа”, благодаря чему торги, назначенные на 31 января, должны были пройти по новым правилам. Но эти ожидания оптимистов не оправдались: крупнейший нефтедобытчик Украины – ПАО “Укрнафта” – сорвал аукцион, отказавшись предоставить в установленный срок заявку. Официальной причиной тому стало желание компании разобраться с новой формулой цены, которую она посчитала несправедливой. С соответствующей претензией ПАО обратилось к аукционному комитету. Но этот маневр вряд ли отвлек участников рынка от действительности: торги были провалены, поскольку шли вразрез с интересами куратора “Укрнафты” Игоря Коломойского.
Понять днепропетровского бизнесмена не сложно. Последние несколько лет он строил свой бизнес на выкупе нефти у полугосударственного ПАО по демпинговой цене, тем самым вынося центр прибыли из этого предприятия в контролируемые “Приватом” компании-однодневки. Новые правила эту схему разрушали, поэтому поведение подконтрольных Коломойскому менеджеров “Укрнафты” было прогнозируемым.
Казалось, на этом очередной раунд противостояния власти с днепропетровским олигархом подошел к концу, закончившись в пользу последнего. Но дело приобрело неожиданный поворот: “Укрнафта” официально согласилась торговать нефтью по новым правилам. Это решение поставило рынок в тупик, поскольку означало, что И. Коломойский добровольно отказывается от 3 млрд. грн., которые он ежегодно консолидировал за счет выкупа нефти по дешевке. Такое развитие событий оптимисты связывают с нежеланием “приватовцев” обострять отношения с Генпрокуратурой, в которую направил жалобу аукционный комитет. Но эта версия явно недотягивает до украинских реалий, которые наверняка сводятся к кулуарным договоренностям оппонентов.
Эту версию подтверждает тот факт, что правительство официально отказалось от своих требований о продаже энергоресурсов “Укрнафты” на “Украинской универсальной бирже” в пользу близкой “Привату” “Украинской межбанковской валютной биржи” (УМВБ). Работа через эту торговую площадку дает гарантии выкупа нефти родственными днепропетровскому олигарху структурами. Правда, она не решает проблемы цены ресурса, которая при существующих правилах значительно выше прежнего.
Но у Игоря Коломойского есть ответ и на этот вопрос. Дело в том, что потерю сверхдоходов на операциях с сырьем он легко может компенсировать формированием сверхдоходов на этапе реализации нефтепродуктов в опте. Все, что нужно для этого, – на порядок снизить цену продукции полугосударственного ПАО “Укртатнафта” (Кременчугский НПЗ), которое и занимается фактической переработкой нефти “Укрнафты”.
Таким образом, доходы кременчугского предприятия будут перенесены на счета его основных контрагентов-ООО, которые, как и сам завод, контролируются “приватовцами”. Возражать против этого правительство не сможет даже при всем своем желании. Ведь после январского внесения изменений в законодательство планка кворума на акционерных собраниях была снижена с 60% до 50%+1 акция. А это означает, что отныне государственные 43% акций в “Укртатнафте” ничего не могут противопоставить Игорю Коломойскому, который вместе со своими партнерами контролирует 56% уставника завода. (uaprom.info/Химия Украины и мира)