На рынке нефтепродуктов складывается кризисная ситуация, связанная с лавинообразным ростом цен вследствие комплекса факторов: девальвации гривны, повышения налогов и роста цен на сырую нефть (c $45 до $60/барр.). При курсе доллара 26 грн. стоимость бензина А-95 и дизельного топлива в феврале превысит 24 грн./л. Об этом сообщает “Консалтинговая группа А-95”
Невзирая на это, по данным “А-95”, правительство рассматривает возможность дальнейшего увеличения акцизного сбора на нефтепродукты и параллельного снижения ренты на добычу нефти. “Фактические это означает, что уменьшение налоговой нагрузки на крупный бизнес будет происходить за счет повышения налогов для рядовых автомобилистов”, – заявил директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн.
Эксперты считают иллюзорными надежды правительства нарастить бюджетные поступления за счет повышения ставок акцизного сбора. Во-первых, рост налогов приведет к повышению цен на бензин и ДТ, что станет причиной сокращения потребления. Во-вторых, увеличение налогов даст новый стимул теневому рынку, который в последнее время и без того растет уверенными темпами. “Если в 2013 г. налоги в литре бензина составляли около 3,5 грн., то при цене 25 грн./л – более 10 грн./л. После введения 5%-ного сбора с розничного оборота подакцизных товаров в минувшем январе сумма налогов сравнялась с закупочной стоимостью нефтепродуктов по импорту”, – говорит Сергей Куюн.
По мнению экспертов, во избежание кризиса в топливной отрасли и, соответственно, в бюджетной сфере правительству необходимо снижать налоги и параллельно ужесточать их администрирование. Прежде всего, надо отказаться от валютной привязки топливных акцизов и устанавливать их в гривне. Фиксация акциза исходя из курса доллара 17 грн., как рассчитывало правительство при верстке госбюджета на 2015 г. (3880 грн./т против текущих 6140 грн./т), позволит снизить цены более чем на 2 грн./л по сравнению с прогнозируемыми в феврале. Одновременно необходимо максимально ужесточить контроль над оборотом нефтепродуктов с целью 100%-ной уплаты акцизного сбора. Так, в последнее время участились сигналы участников рынка о контрабандных поставках нефтепродуктов через морские порты в Очакове, Николаеве, Измаиле и Рени. Однако наиболее мощным каналом нелегальных поставок на рынок является безналоговое производство нефтепродуктов. Помимо отсутствия налоговой составляющей, данное топливо не отвечает современным стандартам качества, нанося вред автомобилям, здоровью людей и окружающей среде. Характерно, что крупнейшие узлы получения компонентов для нелегального производства моторных топлив находятся в Киевской области – под носом у налоговиков. Объективно мешает борьбе с нелегалами и запрет на проверки бизнеса. “Руководство Фискальной службы было неоднократно проинформировано о крупнейших каналах выпуска фальсификата и ввоза контрабанды, однако ощутимых успехов в борьбе с “тенью” на топливном рынке мы так и не видим. В этой связи любое повышение налогов на нефтепродукты не будет иметь ни малейшего эффекта, но сильно ударит по потребителям”, – заявил Сергей Куюн. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)