Межотраслевое совещание по актуальным вопросам импортозамещения и обеспечения качества полимерных материалов в дорожном строительстве состоялось на площадке “Воронежсинтезкаучука”. Организатором мероприятия выступил “СИБУР” при поддержке Федерального дорожного агентства и ГК “Автодор”. В обсуждении также приняли участие представители крупнейших нефтяных и строительных компаний, производящих модифицированный битум (ПБВ) – “Газпром нефть”, “ЛУКойл”, “Технониколь”, проектные и строительные организации дорожной отрасли. Целью совещания стала выработка согласованных рекомендаций по реализации поручения председателя правительства РФ о стабильном функционировании химического и нефтехимического комплекса.
Производители и заказчики выработали последовательную стратегию расширения применения российских полимерных материалов в дорожном строительстве. В частности, принято решение о модернизации существующего ГОСТа (выпущен в 2003 г.), регулирующего применение полимерных материалов в дорожном строительстве. Кроме того, предполагается включение в новый отраслевой документ норм применения СБС-полимеров в дорожном строительстве, что позволит увеличить функциональность и эффективность используемой продукции. “Политика импортозамещения должна проводиться в аспекте участия России в ВТО и учитывать не только ограничительные меры, но и создание благоприятных стимулирующих условий. Повышение конкуренции среди отечественных производителей позволит улучшить качество материалов и сделать государственные инвестиции в применение инноваций более эффективными”, – подчеркнул заместитель главы Росавтодора Игорь Астахов.
Также в ходе мероприятия был положительно оценен потенциал площадки “СИБУРа” как одного из основных предприятий, снабжающих российскую дорожную отрасль полимерными материалам для дорожного строительства. В мае 2013 г. на “Воронежсинтезкаучуке” был дан старт пуско-наладочных работ на производстве современных полимерных материалов – бутадиен-стирольных термоэластопластов (ТЭП), которые используются в строительстве дорог и способствуют значительному увеличению срока службы дорожного полотна. Производство вышло на проектную мощность в августе 2013 г.
По итогам совещания принято решение об использовании лаборатории “Воронежсинтезкаучук” как базовой для проведения испытаний полимерно-битумных материалов, применяемых в дорожном строительстве. На сегодняшний день лаборатория воронежского предприятия является современной лабораторией в части исследования полимеров, с необходимым набором оборудования для проведения данного вида работ в странах СНГ и Восточной Европы. Предложения участников совещания будут обобщены в рекомендациях, которые должны быть представлены отраслевому сообществу в рамках IV межотраслевой конференции “Битум и ПБВ. Актуальные вопросы 2015 года”, которая состоится 2-3 апреля 2015 г. в г. Санкт-Петербурге.
“СИБУР” производит высокотехнологичные материалы, используемые при строительстве автомобильных дорог: бутадиен-стирольные термоэластопласты, придающие традиционному битуму улучшенные характеристики, и геосинтетику. Бутадиен-стирольные термоэластопласты используются при производстве полимерно-битумных вяжущих (ПБВ). ПБВ – одна из составляющих верхнего слоя асфальтобетонного покрытия современных дорог, существенно продлевающая срок их службы с 3-4 лет (при использовании традиционных дорожных битумов) до 7-10 лет. ПБВ значительно повышает прочность, трещиностойкость, теплостойкость, сдвигоустойчивость, водо- и морозостойкость дорожного покрытия. При этом удорожание общей стоимости строительства автомобильной дороги при использовании ПБВ составляет не более 1%. Затраты полностью окупаются за несколько лет эксплуатации дороги. Практика применения ПБВ широко распространена в США, Европе и Китае.
В 2012 г. “СИБУР” и “Газпром нефть” подписали соглашение о партнерстве в сфере производства и реализации инновационных полимерных материалов для дорожной отрасли. Соглашение включает договоренность о поставках “СИБУРом” на предприятия “Газпром нефти” термоэластопластов. Геосинтетика включает геотекстиль и георешетку. Основными потребителями нетканого геотекстиля являются нефтегазовая промышленность (40%), железнодорожные (25%) и автодорожные (25%) компании, гражданское строительство (10%). Применение геотекстиля и георешеток позволяет укрепить дорожное покрытие благодаря разделению и армированию слоев насыпного материала, равномерному распределению давления на основание и улучшению условий отвода воды. Использование геосинтетики позволяет строителям обеспечить существенную экономию средств. В России существует дефицит подобных материалов, значительная часть их импортируется. Применение георешетки при строительстве дорог рекомендует ФГУП “РОСДОРНИИ” – ведущая организация по разработке и научному сопровождению государственных федеральных, отраслевых и региональных программ, направленных на совершенствование состояния автомобильных дорог и дорожных сооружений, проведению фундаментальных, поисковых и прикладных НИОКР в области строительства и эксплуатации автомобильных дорог и мостов, проектированию и диагностике дорог и искусственных сооружений, развитию информационных технологий в дорожном хозяйстве. (ООО “СИБУР”/Химия Украины и мира)