Бензин дорожает на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже с 16 февраля. За это время владимирский индекс цен на Аи-92 (отражает динамику и уровни цен НПЗ в европейской части России) вырос на 14,6% до 34442 руб./т. Похожая динамика в Западной Сибири и на Дальнем Востоке – рост на 12% до 34 545 руб. за 1 т. Аи-95 подорожал соответственно на 8,3 и 9,7%.
Минэнерго рекомендовало нефтяникам к 1 апреля сформировать не менее 2,5 млн. т запасов бензина, чтобы безболезненно пройти период ремонтов НПЗ и пик спроса весной. К 3 марта было накоплено только 1,7 млн. т. Чтобы накопить запасы, нефтяные компании скупали бензин друг у друга, это совпало со спросом со стороны независимых участников – как результат, настоящий ажиотаж на рынке в конце февраля, говорится в обзоре независимого агентства “Аналитика товарных рынков”. Кроме того, налоговый маневр, в результате которого снизилось налогообложение нефтедобычи и повысилось – нефтепереработки, на фоне низких цен на нефть сделал более выгодным вывоз сырья.
Объем поставок нефти на российские НПЗ в январе-феврале снизился на 1,2% до 45,3 млн. т, по данным ЦДУ ТЭК. Поступление топлива на внутренний рынок снижается, увеличивается экспорт, белорусский бензин не пользуется спросом, говорит президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Он продается по цене экспортного паритета, т. е. выше 38000 руб./т. Планом на 2015 г. предусмотрена поставка в Россию 1,8 млн. т (с возможностью корректировки этого объема) белорусского топлива, произведенного из российской нефти. В январе-феврале при плане в 150000 т было поставлено 141000 т, сказал представитель Минэнерго. При этом на АЗС топливо пока дешевеет: Аи-92 с начала года – на 0,6% до 32,32 руб./л, Аи-95 и дизель – на 0,3% до 35,05 и 34,23 руб./л соответственно.
Тенденция изменится в марте-апреле, ожидают эксперты Thomson Reuters Kortes. Традиционно топливо начинает дорожать весной по нескольким причинам: сезонный рост спроса, сокращение предложения из-за плановых ремонтов НПЗ, говорит аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. В этом году появилась еще одна причина – налоговый маневр. 3 марта президент “ЛУКойла” Вагит Алекперов сказал, что компания пока не отражала последствия маневра в цене на топливо. По его словам, издержки выросли на 48 коп./л. “Динамика цен на топливо – и на бирже, и в рознице – отражает баланс спроса и предложения”, – констатирует представитель “Башнефти”.
В январе вице-премьер Аркадий Дворкович говорил, что правительство сохраняет прогноз роста цен на бензин и дизельное топливо в 2015 г. на уровне 10%. Директор Small Letters Виталий Крюков прогнозирует рост цен по итогам года на 10-15%.
Долгосрочное снижение цен на бензин Минэнерго ожидает только в 2018 г. Сейчас предложение преобладает над спросом по дизельному топливу, а через 2 года ожидается профицит на рынке бензина, объяснял ранее заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов. Представители “Роснефти” и “Газпром нефти” не ответили на запросы.
Федеральная антимонопольная служба обратила внимание на рост биржевых цен, но беспокойства ситуация пока не вызывает, говорит начальник управления ведомства Дмитрий Махонин. Он не считает, что все это приведет к росту цен в рознице. С ноября 2014 г. по февраль 2015 г. рентабельность АЗС была высокая. “Сейчас она снизилась, но остается приличной, чтобы обеспечить возможность продажи с определенной прибылью”, – пояснил Махонин. (Нефть России/Химия Украины и мира)