В 2015 г. ОАО “Борисовский завод медицинских препаратов” планирует освоить 33 новых лекарства, увеличить продажи продукции в Беларуси на 65% и пустить новый корпус по выпуску порошковых форм антибиотиков. Предприятие снабжает медицинскими препаратами четверть белорусского рынка.
В ОАО “Борисовский завод медицинских препаратов” (ОАО “БЗМП”) трудится около 2,7 тыс. человек. Предприятие специализируется на производстве классических дженериков – воспроизведенных копий оригинальных препаратов, выпускает 215 наименований лекарственных препаратов 11 фармакотерапевтических групп. В год на заводе производят свыше 5 млрд. таблеток, более 450 млн. ампул, порядка 22 млн. флаконов стерильных порошковых форм антибиотиков, более 170 млн. капсул, 12 млн. туб мазей и гелей и свыше 11 млн. флаконов настоек, спиртовых и масляных растворов. В денежном выражении за 2014 г. завод произвел продукции на 1,1 трлн. руб., что на 20,9% больше, чем в 2013 г. В структуре производства на ампулы с растворами для инъекций пришлись 63%, твердые лекарственные формы – 31%, антибиотики во флаконах – 3%, мази, гели и другие жидкие фитохимические препараты – 3%. В 2015 г. предприятие планирует увеличить объемы производства на 30,8% до 1,45 трлн. руб.
Чуть больше года назад ОАО “БЗМП” пустило новое производство по выпуску твердых лекарственных форм площадью 15 тыс. кв. м. В строительство было вложено свыше $56 млн. В новом корпусе установлены 5 линий преимущественно из Италии, а также других ведущих стран-производителей оборудования для фармацевтической промышленности. Проектная мощность производства – 1 млрд. таблеток и 70 млн. капсул в год.
Выпуск медпрепаратов – трудоемкий, многоступенчатый процесс. Лекарственные средства начинают свой путь на прилавки аптек со складов предприятия-изготовителя. Туда поступает импортное сырье. Борисовский завод закупает более 1,5 тыс. наименований сырья и сопутствующих материалов в 26 странах. В 2014 г. было завезено продукции на $44 млн. На Индию и Китай пришлось порядка 60% импорта. Из поступившего сырья по заданию технолога гранулировщик формирует серию. Он отвешивает нужную дозу каждого сырьевого компонента и расфасовывает массу по отдельным пакетам. Затем масса просеивается через сито и еще раз взвешивается. Только после этого она поступает в смеситель. После смешивания массу сушат, гранулируют, а затем превращают в таблетки на прессе. При необходимости на таблетки напыляется пленка. Затем готовые препараты фасуются, упаковываются и поступают на склад готовой продукции.
Контроль на каждом этапе создания лекарственных средств ведется двумя лабораториями: аналитической и микробиологической. Система контроля и обеспечения качества завода ориентирована на международные стандарты. В настоящее время требованиям надлежащей производственной практики (GMP) соответствуют все основные производственные участки предприятия.
Завод поставляет продукцию в 24 страны. В 2014 г. на экспорт пришлись 53,4% объема продаж. Всего было отгружено продукции на $58,7 млн. В общем объеме экспорта Россия заняла порядка 50%, Казахстан – 25%, Азербайджан – 5,5%, Узбекистан – 2,9%, остальное – другие страны. “Поставки на западные рынки сопряжены с определенной проблематикой. Все страны предъявляют требования по обязательному наличию международного сертификата GMP. Кроме того, на регистрацию препарата на европейском рынке надо потратить EUR300-350 тыс. Процесс регистрации препарата занимает от 1 до 2 лет. Срок действия регистрационного удостоверения – 5 лет. И за эти 5 лет необходимо окупить все затраты на регистрацию. Для нас это экономически не целесообразно, поэтому туда мы и не стремимся. Наши экспортные рынки – страны СНГ, Юго-Восточная Азия и Ближний Восток”, – рассказывает начальник отдела маркетинга Сергей Пономарев. В 2015 г. ОАО “БЗМП” планирует увеличить экспорт на 2,3% до $60 млн., поскольку перед предприятием поставлена задача существенно нарастить объемы продаж на внутреннем рынке.
По итогам 2014 г. ОАО “БЗМП” заняло 26% рынка лекарственных средств в натуральном выражении, реализуемых в Беларуси. Всего в 2014 г. завод реализовал на внутреннем рынке продукции на 520,4 млрд. руб., что на 19,4% выше, чем в 2013 г. В 2015 г. стоит задача увеличить объемы продаж в Беларуси на 65% до 860 млрд. руб. Таким образом предприятие намерено внести свой вклад в обеспечение доли местных лекарств на белорусском рынке до 50%, как того требует глава государства. В 2014 г. доля белорусских лекарств составила 37,6%.
Нынешний кризис не пугает руководство борисовского завода. Там считают, что в условиях снижения покупательской способности населения продукция предприятия будет пользоваться спросом за счет более доступных цен. “Лекарства входят в число первоочередных потребностей человека. Кроме того, ценовая политика завода носит социально ориентированный характер, поэтому наша продукция в среднем в 3 раза дешевле импортной при идентичном качестве зарубежным аналогам”, – подчеркивает Сергей Пономарев. “Заморозка” цен практически не оказывает влияние на работу предприятия. “Мы как работали, так и работаем. На объемах производства продукции это не сказывается. Естественно, прибыльность предприятия уменьшилась. Но мы оптимисты и рассчитываем на изменение ситуации в лучшую сторону в ближайшее время”, – отмечает топ-менеджер компании.
По его словам, главный вызов для ОАО “БЗМП” в быстро меняющейся внешней среде – не стоять на месте, а постоянно развиваться. “Если предприятие остановится в развитии, то его даже в Беларуси быстро сомнут конкуренты. Поэтому мы на протяжении всей 50-летней истории завода постоянно совершенствуемся, проводим масштабную модернизацию действующего производства и расширяем его за счет ввода в строй новых мощностей, внедряем инновационные технологии и международные стандарты качества”, – подчеркивает начальник отдела маркетинга.
В 2015 г. предприятие планирует завершить строительство нового производства по выпуску стерильных порошковых форм антибиотиков. Его проектная мощность составляет 50 млн. флаконов в год. Проектная стоимость с учетом современного оборудования – порядка $25 млн. В 2017 г. планируется начать реконструкцию ампульного производства. Ориентировочная стоимость работ – свыше $40 млн. Кроме того, предприятие активно расширяет ассортимент. В 2014 г. ОАО “БЗМП” были освоены 14 новых лекарственных средств. В 2015 г. предприятие планирует расширить ассортимент еще на 33 препарата. (naviny.by/ Химия Украины и мира)