В 2014 г. рынок нефтепродуктов пережил революцию вместе со всей страной. И так же, как вся страна, из одного мрачного состояния перешел в другое. Пришел экономический кризис, а с ним повышение налогов и падение потребления. Конкуренция между поставщиками и направлениями поставок усилилась, но все они снова оказались перед проблемой противостояния с теневым рынком. И если раньше превалировала контрабанда, то сейчас проблема переместилась на нелегальные производства внутри страны.
Если вы ищите рецепты готового бизнеса в химии, вам поможет каталог франшиз http://www.biznet.ru/forum145.html. Есть здесь, в частности, франчайзинг В2В «Техэкперт», ориентированный на предприятия и организации в химической и нефтяной промышленности: через месяц вы сможете открыть офис, а через год выйти на окупаемость.
В 2009 г., когда разразился предыдущий кризис, поставки и потребление нефтепродуктов в Украине снизились на 15%. В 2014 г. поставки бензина упали на 28,8% (потребление на 21%), дизельного топлива – на 13% (11%). Основная причина – взлет цен пропорционально росту курса доллара, а также потеря Крыма (около 4% национального баланса) и разрушение Донбасса – крупнейшего промышленного потребителя.
Россия отступает
Неизвестно, как бы страна пережила этот кризис, если бы рынок был завязан на переработку российской нефти, как до 2005 г. В 2014 г. из России было импортировано около 1 млн. т нефтепродуктов, или 12,5% от общего объема поставок. При этом падение составило более чем 2 раза. Объясняется это преимущественно уходом с рынка группы «ВЕТЭК» Сергея Курченко, которая во многом ориентировалась на российские поставки, получая неплохие условия от поставщиков в лице “Роснефти” и “ЛУКойла”. Немаловажным фактором снижения российских поставок стало также блокирование Украиной нефтепродуктопровода “Прикарпатзахидтранс”, обеспечивающего поставку больших объемов дизельного топлива из России. Правда, есть все основания полагать, что под лозунгами борьбы с агрессором магистраль была остановлена усилиями одной из провластных группировок с целью выкачки из трубы технологического дизельного топлива в объеме более 80 тыс. т (рыночная стоимость около 1,6 млрд. грн.).
В остальном рынок сохранил диверсифицированную структуру, в которой основные роли играют Беларусь и Литва. На импорт в 2014 г. пришлись 80% рынка бензина и 85% дизтоплива. Столь высокая доля поставок извне обуславливает особую чувствительность цен на АЗС к колебанию курса валют и мирового рынка нефти.
Что же касается внутренних производителей, то на их долю в 2014 г. пришлось около 20% поставок бензина и 15% ДТ. Один из них – Одесский НПЗ – ожидаемо остановился сразу после революции, лишившись индивидуальных налоговых коридоров. Контролируемая группой “Приват” кременчугская “Укртатнафта” существенно снизила производство из-за сокращения поставок сырья, что объясняется снижением его добычи в стране.
Кроме того, власти в нормативном порядке перекрыли возможности для переработки импортного вакуумного газойля, для приемки которого в 2013 г. завод построил специальную сливную эстакаду. Производство на “Укртатнафте” упало до критического уровня, так как в отдельные периоды кременчугского ресурса не хватало даже для обеспечения потребностей сети АЗС группы “Приват” – ключевого потребителя данных нефтепродуктов. Очень снизился в Кременчуге и отбор нефтепродуктов, обнажая проблему отсутствия инвестиций в развитие этого мощнейшего предприятия. Те же причины упадка и у Шебелинского ГПЗ “Укргаздобычи” – нет сырья и нет денег ни на его добычу, ни на реконструкцию технологических мощностей. Производство нефтепродуктов на предприятии за год упало почти в 1,5 раза. Деньги могли бы появиться после ожидаемого повышения цен на добываемый “Укргаздобычей” природный газ, однако правительство поспешило заявить, что повысит ренту для госдобытчиков с 20% до 70%.
Но роль внутренних производителей все же велика. Пускай и достигается она не совсем традиционным методом – подпольным производством. Его минимальный объем достаточно просто вычислить, если вычесть из объемов потребления объемы физических поставок.
В 2014 г. кустарные производители стали вторыми по величине поставщиками бензина на рынок (670 тыс. т), едва не догнав лидера в лице белорусов (760 тыс. т). Но поскольку в реальности эта доля выше, можно уверенно утверждать: нелегальное производство является крупнейшим источником поставок бензина на украинский рынок и останется таковым в ближайшее время. Для этого в стране созданы все условия: растущие цены, повышающиеся налоги и полное отсутствие контроля со стороны Государственной фискальной службы и прочих контролирующих органов. Потери госбюджета от недобранных с “левого” бензина акцизов и НДС в 2014 г. оцениваются в 5 млрд. грн. В связи с девальвацией гривни в 2015 г. эта сумма будет вдвое больше.
Бензин «в лицах»
За последние годы список крупнейших поставщиков моторных топлив более или менее кристаллизовался, но активная работа «ВЕТЭК» в 2012-2013 гг. трансформировала доли участников. В 2014 г. все вернулось на места, хотя появилось несколько интересных персонажей.
После исчезновения «ВЕТЭК» крупнейшим оператором стал WOG. Трейдер является бесспорным лидером поставок дизтоплива, которое продает промышленным и корпоративным потребителям напрямую и через сеть АЗС. Из-за кризиса сеть заморозила амбициозную программу развития, занявшись укреплением существующих рубежей. “Приват” из-за падения переработки в Кременчуге был сосредоточен на продажах через свою сеть АЗС, крупнейшую в стране. Благодаря дисконту на украинскую нефть и прочим «секретам мастерства» оператор стал одним из двух ритейлеров, нарастивших розничные продажи в условиях кризиса. “Галнафтогаз” остается крупнейшим импортером бензинов, с большим отрывом лидируя среди крупных сетей по показателям суточных продаж через одну станцию.
Годом больших испытаний 2014 г. стал для белорусского госэкспортера – Белорусской нефтяной компании, представленной на украинском рынке структурой “БНК-Украина”. Критичной стала осень, когда Нацбанк начал выталкивать импортеров на “черный” рынок валюты, куда вход прозрачным госкомпаниям заказан. Но, видимо, всем сюда входящим приходится адаптироваться к существующим реалиям. Это подтверждает тот факт, что в ближайшее время БНК пустит свою первую станцию на трассе Киев – Чоп.
Крупнейшие поставщики нефтепродуктов на рынок Украины в 2014 г., тыс. т*
Оператор | Бензин | Дизтопливо | Всего |
“ВОГ-Ритейл” (WOG) | 380 | 840 | 1220 |
“Приват” (включая “Укртатнафту”) | 500 | 600 | 1100 |
“Галнафтогаз” (ОККО) | 450 | 550 | 1000 |
“ТНК Индастриз Украина” (“Роснефть”) | 110 | 430 | 540 |
“Западная нефтегазовая компания” | 75 | 230 | 305 |
ВЕТЭК (включая Одесский НПЗ) | 120 | 170 | 290 |
“ЛУКойл-Украина” | 90 | 180 | 270 |
“Олэнерго” | 30 | 200 | 230 |
“Закарпатнефтепродукт-М” | 45 | 165 | 210 |
“БРСМ-Нафта” | 80 | 130 | 210 |
“Альянс ойл Украина” | 60 | 130 | 190 |
“Параллель” | 85 | 90 | 175 |
“Укргаздобыча” | 60 | 115 | 175 |
СОКАР | 55 | 85 | 140 |
“Элемент” | 20 | 115 | 135 |
“Ромпетрол” | 85 | 45 | 130 |
КЛО | 45 | 50 | 95 |
“Интекс Ком” | 10 | 80 | 90 |
“Укрпалетсистем” | 10 | 65 | 75 |
Другие | 155 | 555 | 710 |
Всего | 2585 | 5455 | 8040 |
* – оценка “Консалтинговой группы А-95”, данные о прямых поставках без посредников.
Для российских “ЛУКойла” и “Роснефти” 2014 г. стал годом кошмара. В 2013 г. “ЛУКойл” установил абсолютный рекорд поставок в Украину за весь 15-летний период своей работы в стране, удачно продал Одесский НПЗ и готовился пустить “Карпатнефтехим” в Калуше. Прошел год: СБУ открыла против компании два дела, все экспаты покинули киевский офис, а Вагит Алекперов заявил о продаже украинской сети неизвестному австрийскому фонду. Правда, сделку не успел одобрить Антимонопольный комитет Украины и, в свете последних событий, скорее всего, в ближайшее время этого не сделает. Приморский суд Одессы отобрал у “Роснефти” 10 тыс. т бензина, которые осенью вывезли с нефтебазы под Киевом под присмотром батальона “Киев-1”. А ведь год назад “Роснефть” наращивала поставки из России и Беларуси и готовилась к пуску Лисичанского НПЗ. Вместо пуска завод подвергся нападению банды Мозгового, хотя публичные претензии глава “Роснефти” Игорь Сечин озвучил в итоге только украинской стороне, пригрозив иском на $140 млн. за порчу имущества предприятия. Обе российские структуры также подверглись общественному “порицанию” – АЗС продали нефтепродуктов вдвое меньше, чем годом ранее. По последним данным, “Роснефть” уже не прочь продать свой бизнес в Украине.
В 2014 г. обратил на себя внимание новый трейдер “Олэнерго”, который по объему прямых поставок неожиданно занял 12 место. Компания не сильно гонится за ценой, делая ставку на оборот, что, вероятно, и стало причиной успешных продаж. Компания приступила к формированию сети под одноименным брэндом, но здесь успехи намного скромнее. Из новичков 2014 г. следует также выделить компанию “Финанспромгаз”, которая хотя и заняла в рейтинге поставщиков 37 место (чуть более 20 тыс. т), но прогремела в отраслевых кругах и за его пределами на одно из первых. Не успела фирма провести через таможню первые 6 цистерн дизельного топлива, как пресса окрестила ее “новым трейдером Курченко”. “У нас с Курченко общее только одно – фамилия начинается одинаково”, – иронизирует директор “Финанспромгаза” Константин Кураков. Что же до «ВЕТЭК», то по сути она успела поработать до марта 2014 г., после чего живительная схема закрылась как на границе, так и на Одесском НПЗ.
Ликвидация схемы массового безналогового ввоза нефтепродуктов остается, пожалуй, единственным видимым завоеванием фискальной службы, которая пока в упор не видит растущие объемы фальсификата. Да и об убедительной победе над контрабандой говорить также рановато – тревожные сигналы с южных портов идут нескончаемым потоком.
Что же касается Одесского НПЗ, то его конец “без схемы” был очевиден, но в итоге все оказалось и вовсе печально: под прикрытием Приморского суда осенью его взяли на абордаж неизвестные вооруженные лица, начав выкачку сырья и нефтепродуктов, “добывая” отдельные бензовозы из технологических заводских нефтепроводов по сей день.
Нельзя обойти вниманием и натуральный феномен рынка под именем “БРСМ-Нафта”. На счету компании 200 тыс. т бензина и ДТ, что позволило ей войти в двадцатку крупнейших. Все бы ничего, но есть интересный момент: согласно официальным данным, через свою сеть за наличный расчет компания продала 320 тыс. т нефтепродуктов. Характерно, что за год на нефтебазы компании только по железной дороге поступили 100 тыс. т компонентов для производства моторных топлив. Куда они пошли далее? Желающих дать развернутый документальный ответ нет, многочисленные силовые органы, которые в первой половине года открыли дела в отношении БРСМ, синхронно закрыли их во второй половине. Для бизнеса Эдуарда Ставицкого, совладельца БРСМ, этот год был крайне удачным…
А для “топливного” актива Рината Ахметова – донецкой компании “Параллель” – минувший год выдался крайне сложным. Разгромленные станции и нефтебазы, экспроприированные “ополченцами” бензовозы, переезд управляющего офиса сначала в Мариуполь, а потом в Запорожье… В итоге двукратное падение наличных продаж, что, впрочем, пока не “положило” компанию – недавно “Параллель” отчиталась о $5,6 млн. прибыли по результатам 2014 г. Однако очевидно, что в 2015 г. для сети, чьи основные активы расположены в Донецкой и Луганской областях, речь уже будет идти о длине минуса.
Компания “Ромпетрол-Украина”, дочерняя структура казахского госхолдинга “Казмунайгаз” (точнее, ее румынской нефтеперерабатывающей “дочки” “Ромпетрол”) в 2014 г. начала возвращаться к жизни, так как до этого испытывала разного рода трудности, совпавшие во времени с усилением группы «ВЕТЭК» на южном направлении поставок. Годы неурядиц, видимо, не прошли бесследно, и недавно стало известно о намерении казахов продать украинский бизнес. По имеющимся данным, “Ромпетрол” сохранит лимиты поставок в Украину, но их распределением на внутреннем рынке займется новый оператор.
Топливный рынок Украины остается крайне диверсифицированным и высококонкурентным. Такая модель снимает с повестки дня опасения по поводу возможной блокады со стороны России, которая напрямую поставляет хоть и немного, но имеет рычаги влияния на Беларусь – крупнейшего поставщика нефтепродуктов в Украину. Мощностей морских портов и сухопутных коридоров и предложения топлива любых марок более чем достаточно. Основные проблемы связаны с кризисом потребления и ростом теневого рынка, который с одинаковой силой бьет как по рынку, так и по госказне. В 2015 г. рынок продолжит сужаться – разбухшие от налогов и девальвации ценники на АЗС потребителю не потянуть. (Сергей Куюн, директор ООО “Консалтинговая группа А-95″/oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)