Опасения по поводу конкуренции в отрасли и забота о корпоративном имидже подталкивают французскую Total и итальянскую Eni в сектор производства биотоплива, которое позволит им уменьшить потери рабочих мест, связанные с закрытиями НПЗ.
Однако резкое снижение цен на нефть практически свело на нет инициативы по смешиванию биотоплива в ЕС и значительные мощности простаивают. В январе крупнейший испанский производитель биодизеля Musim Mas закрыл производство мощностью 300 тыс. т/год в порту Феррол на побережье Атлантики, так как не сумел найти покупателей продукции в Северо-Западной Европе. Компания Avril (бывшая Sofiproteol), крупнейший в Европе производитель биодизеля, в 2014 г. сократила мощности до 2,7 млн. т/год по сравнению с 3 млн. т/год в 2013 г., объявив, что не исключает возможность их дальнейшего сокращения.
По словам участников рынка, акции протеста работников против увольнений и политическое давление на фоне продолжающегося в Европе экономического кризиса являются одной из причин перехода компаний на производство биотоплива. При этом от компаний требуют выполнения европейской программы EU 2020 и национальных плановых заданий по смешиванию биотоплива. Но на европейском рынке, где уже существует избыток предложения, доступны более дешевые источники биотоплива.
Несмотря на избыток мощностей по производству биотоплива в Европе, профсоюзы утверждают, что Total планирует объявить о переводе своего убыточного НПЗ мощностью 150 тыс. барр./день в Ла-Меде на производство биотоплива. Генеральный директор компании Патрик Пуянне должен представить обзор перерабатывающих заводов Total не позднее конца июня. Если верить профсоюзам, завод в Ла-Меде присоединится к НПЗ в Дюнкерке мощностью 156 тыс. барр./день, из которого планируется сделать СП BioTfuel мощностью 200 тыс. т/год по выпуску биотоплива второго поколения. Процесс преобразования НПЗ в Дюнкерке Total намерена завершить в 2016 г. и с 2017 г. начать производство биотоплива из органических отходов, однако маловероятно, что в промышленных масштабах оно начнется раньше 2020 г.
Несмотря на избыток мощностей по производству биотоплива в ЕС, Пуянне считает, что рынок для этой продукции существует. Сроки пуска BioTfuel переносились несколько раз с 2012 г., а затраты на проект выросли с EUR112 млн. до EUR180 млн. Преобразование НПЗ было задумано при прежнем генеральном директоре Кристофе де Маржери в 2009 г. на фоне забастовок и судебных решений, обязывающих компании сохранить рабочие места.
Eni в начале марта подтвердила, что хочет преобразовать свой НПЗ мощностью 105 тыс. барр./день на Сицилии во второй завод по производству биодизеля из гидрированных отходов растительного масла (HVO) мощностью 750 тыс. т/год. Ожидается, что в ближайшие дни генеральный директор Клаудио Дескальци сообщит более подробную информацию об обновленной стратегии компании. Преобразование второго НПЗ доведет мощности Eni до 1,1 млн. т/год. Однако это почти вдвое превышает задание, составляющее 600 тыс. т/год, один из участников рынка назвал такое решение политическим. В компании начались забастовки и акции протеста, которые привели к вмешательству членов правительства после того, как Eni объявила о планах реструктуризации своего убыточного перерабатывающего сегмента. Представляя годовой отчет, финансовый директор Eni Массимо Мондацци сказал, что переоборудование НПЗ на Сицилии обойдется в EUR200-220 млн., а на строительство потребуется 2 года после получения всех разрешений. Компания перевела свой НПЗ мощностью 80 тыс. барр./день в Венеции на производство биотоплива из HVO и пустила его в июне 2014 г. Мощность венецианского завода составляет теперь 350 тыс. т/год. HVO можно превращать в дизель таким же образом, как биодизель на основе эфирных масел, однако топливо, полученное при смешивании растительных масел, по своим свойствам ближе к дизельному топливу, а его более низкая точка замерзания делает его более подходящим для зимних продаж в Европе.
Но закрытие НПЗ, использование их в качестве хранилищ и переход на производство биотоплива не единственные модели, существующие в Европе. В Испании нефтяная компания Repsol и переработчик Cepsa сочетают традиционные операции с производством биотоплива из HVO. Repsol производит около 60 тыс. т/год на НПЗ в Бильбао и Картахене, используя в качестве сырья пальмовое масло. Cepsa также использует пальмовое масло на НПЗ La Rabida мощностью 180 тыс. барр./день в порту Уэльва. На этом заводе, по последним данным, производится 278 тыс. т биотоплива в год. (Нефтетранспортная территория/Advis/Химия Украины и мира)