Химия Украины и мира

Россия: полиэтиленовые пакеты – самый продаваемый товар

Сколько полиэтиленовых пакетов в каждом доме? Наверняка наберется несколько десятков: фасовочные – маленькие прозрачные пакетики, “майки” из магазинов, пакеты для мусора и т. д. Сегодня это самый продаваемый товар в сетевых розничных сетях. Однако чаще всего на пакете нет маркировки и контактов производителя. Кто же выпускает самый востребованный в России товар?

Много и дешево

Главный враг полиэтиленовых пакетов, экологическое движение Greenpeace, считает, что ежегодно в России их продается 65-80 млрд. штук. Эти цифры основываются на данных о том, что городской житель России тратит в среднем 2 пакета в день. Много это или мало? Согласно информации Агентства по охране окружающей среды (EPA), жители США в год используют около 380 млрд. пластиковых пакетов. 65 млрд. штук – это примерно 325 тыс. т, если считать, что пакет весит 5 г.

Для их единовременной перевозки понадобился бы товарный поезд с 4779 крытыми вагонами. Цифры гигантские, но каков объем этого рынка в деньгах? Дать точный ответ очень трудно. “Рынок не консолидированный, примерно как рынок хлеба или колбасы”, – говорит Андрей Новиков, владелец компании “Артпласт”, одного из крупнейших производителей пакетов. По его оценке, объем российского рынка может составлять 25-30 млрд. руб. Другие производители полагают, что реальная цифра ближе к нижней границе диапазона.

Целлофан

“Мы в месяц декларировали прибыль в 3 млн. советских рублей”, – рассказывал самый богатый человек России по версии журнала Forbes Алишер Усманов. В конце 1980-х он получал рентабельность, измерявшуюся в тысячах процентов за счет огромной разницы между отпускной ценой сырья с советских заводов и ценой пакетов в “кооперативной” рознице. Времена, когда была возможна такая маржа, давно прошли. В 1990-е годы большая часть пакетов ввозилась в Россию из Европы, Китая и Турции. Новиков говорит, что тогда в России пакеты производили несколько заводов, оставшихся с советских времен, но их доля была мизерной. “Я был студентом МИФИ и торговал на рынке различными товарами, которые мой старший брат возил из Турции”, – вспоминает Новиков. Подсчитывая доходы, братья поняли, что больше всего зарабатывают на продаже обычных пакетов. Кризис 1998 г. нанес удар по импорту, торговцы стали подумывать о строительстве своих заводов. Закупка оборудования обходилась в несколько миллионов долларов. Новиков тогда вложил заработанные на торговле деньги в 2 предприятия – одно в подмосковном Протвино, другое в Украине.

Тогда же после кризиса основал компанию “ТИКО-пластик”, выросшую в одного из лидеров рынка, нижегородский бизнесмен Игорь Есин. Он владел приватизированным Научно-исследовательским и проектным институтом карбамида и продуктов органического синтеза и сидел без заказов. Чтобы выживать, решил открыть подсобный бизнес по производству пластиковых пакетов, это оказалось очень прибыльным. “В начале 2000-х рентабельность превышала 50%”, – рассказывает Игорь Фомин, генеральный директор петербургской компании “Дар”, также производящей пакеты. В кризис 2008 г. многие мелкие предприятия разорились, а оставшиеся начали расширять производство. Новиков из “Артпласта” вложил около 500 млн. руб. в строительство завода в Серпухове, Есин из “ТИКО-пластика” потратил 300 млн. руб., вдвое расширив мощности предприятия в Нижегородской области. Каждая компания в год производит около 12 тыс. т пакетов – 1,7-4 млрд. шт. в зависимости от типа. По данным “СПАРК-Интерфакс”, выручка ЗАО “Артпласт-Т”, головной компании “Артпласта”, в 2013 г. составила 3,58 млрд. руб., ЗАО “ТИКО-пластик” – 1,1 млрд. руб.

Пластик

По словам участников рынка полиэтиленовых пакетов, на нем нет ни одной компании с долей больше 20%. “Есть 5-7 производителей, которые выпускают от 500 до 1000 т продукции в месяц, – говорит Андрей Новиков. – И есть несколько сотен, как правило, региональных производителей с меньшими объемами – по 50-100 т в месяц”. Казалось бы, крупные доли рынка могли бы захватить производители полиэтилена – нефтехимические компании, подразделения “Газпрома”, «ЛУКойла», «ТАИФ», “Сибура”, “Роснефти” и “Башнефти”. Но ни у кого из них нет большого производства пакетов. Им это невыгодно, для них это хлопотный бизнес и намного менее доходный, чем экспорт нефтехимии, объясняет Игорь Фомин из компании “Дар”, которая выпускает около 6 тыс. т пакетов в год. Основные клиенты производителей пакетов – несетевая розница, то есть небольшие магазины, а также мелкие и средние оптовики. На них приходится больше половины объемов даже крупных компаний вроде “Артпласта” и “ТИКО-пластика”. По словам Фомина, в целом по рынку средний заказ составляет 100 тыс. пакетов – около 50 кг. Розничные сети размещают разовые заказы на десятки миллионов пакетов, но если сложить годовые объемы продаж пакетов в сетях X5 Retail Group, “Магнит”, “Дикси” и “Ашан”, цифра едва превысит 2 млрд. шт. То есть на 4 крупнейшие розничные сети приходится не больше 3% рынка.

Розничная наценка

Тем не менее, сетевикам тоже удается заработать на “пакетном буме”. В середине 2000-х большинство ритейлеров раздавали пакеты бесплатно на кассах, но после кризиса 2008 г. стали их продавать. “Минимальная наценка на пакеты в розничных сетях – 25-30%, но обычно 70-80%”, – говорит Игорь Фомин. Основатель сети “Магнит” Сергей Галицкий придумал, как можно зарабатывать на тоннах полиэтиленового мусора, который остается на складах и в распределительных центрах “Магнита”, а заодно обеспечить свои магазины пакетами. Он построил завод “Пластиктрейд”, мощности которого позволяют производить 1,15 млрд. пакетов в год. Завод выпускает только две разновидности пакетов, которые продаются потом в “Магните” за 1,9 и 3,9 руб. Использование вторсырья позволяет получать высокую рентабельность, рассказывал Галицкий в 2014 г., не раскрывая деталей. В 2012 г. выручка “Магнита” от продажи упаковочных материалов составила 697 млн. руб., в 2013 г. – 1,17 млрд., то есть выросла на 68%. Выручка производителей пакетов растет медленнее: у “Артпласта” она в 2013 г. увеличилась на 32%, у “ТИКО-пластика” – на 15%. Если и другие розничные сети построят свои заводы, бизнес производителей сильно пострадает. Рентабельность производства пакетов за 15 лет снизилась с 50 до 10%, утверждает Фомин. (РБК/Advis/Химия Украины и мира)

 

Exit mobile version