Получило принципиальное одобрение введение налога на финансовый результат (НФР) как способ стимулирования добычи в нефтяной отрасли. В ближайшее время он будет окончательно рассмотрен на заседании правительства. По мнению экспертов, эта мера позволит добывать больше нефти и сдерживать рост цен на бензин. Новый сбор призван заменить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и будет работать при 30%-ной (от сегодняшнего уровня) экспортной пошлине с 2017 г.
Схема такая. Если компания получает чистую прибыль при разработке месторождения, то она платит налог, если же получается убыток на этапе обустройства месторождения (обычно это первые 5 лет), то сбор не платится. Предлагается зафиксировать его ставку в 60% от полученной прибыли. Однако этот вариант еще не закреплен окончательно. Есть идея “обкатать” новый вид сбора на так называемых пилотных месторождениях, список которых в настоящий момент готовят заинтересованные стороны.
Сейчас “ставка” – $100 прибыли с тонны нефти (считалось, что эта прибыль позволит компании функционировать и развиваться). Но эта цифра зафиксирована достаточно давно и не была оформлена официально, а скорее фиксировалась как некий усредненный для отрасли показатель, напоминают эксперты. Исходя из этого показателя рассчитываются НДПИ и другие отраслевые налоги. Переход на налог на финансовый результат, считают в ряде нефтяных компаний, позволит отрасли не допустить серьезного падения доходов при падении добычи нефти.
Что касается налога на финансовый результат, сама по себе идея правильная. Та система налогообложения, которая работает сейчас, свою задачу по искоренению коррупции в нефтяной отрасли уже решила, напомнил ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. “Налоговый маневр никаких серьезных положительных моментов не дал. Поэтому реформа через налог на финансовый результат действительно необходима”, – считает эксперт. При этом одним из важных результатов введения нового налога будет защита внутреннего рынка от влияния внешнего. “По идее все придет к тому, что цена на бензин внутри России не будет так серьезно зависеть от цен на нефть на мировом рынке, как мы это наблюдаем сейчас. А сегодня она напрямую зависит через НДПИ”, – напомнил он. Эксперт подчеркнул, что, по его мнению, идея обкатать налог на пилотных месторождениях не очень хороша, так как это создает условия для коррупции. Рациональнее было бы не выбирать конкретные месторождения, а взять конкретную компанию, которая имеет месторождения на многих стадиях разработки, и на ней изучить опыт введения нового налога.
Во время обсуждения нового сбора позиции задействованных в нем ведомств часто серьезно отличались друг от друга. Так, Минприроды предлагало ввести так называемый раздельный учет добычи нефти, то есть отдельно учитывать доходы и расходы. Министерство финансов разглядело в этом предложении риски занижения налоговой базы и предложило на каждом из месторождений вводить отдельную систему сбора и подготовки нефти. А это предложение не устраивало нефтяников и Минэнерго, которые подсчитали, что финансовые затраты в итоге сведут к нулю эффект от введения налога на финансовый результат.
Тем временем экспорт нефти в денежном выражении снизился в январе 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. на 42%, информирует Федеральная таможенная служба. Хотя физический объем вырос на 8,5%. Основной объем экспорта нефти пришелся на страны дальнего зарубежья, он снизился на 40%. Доходы от поставок в СНГ упали в 2,5 раза.
Стоимость бензина и дизельного топлива в отдаленных регионах России может снизиться в 2 раза, если региональным властям вернут возможность предоставлять субсидии “заправочным” организациям. Об этом говорится в законопроекте, который был внесен в Госдуму. Сегодня в труднодоступных населенных пунктах, с которыми нет круглогодичного наземного или водного транспортного сообщения, бензин продается по очень высоким ценам или не продается вовсе, говорят авторы проекта – депутаты собрания Ненецкого автономного округа. Все дело в транспортных издержках компаний. “Изменить эту ситуацию помогут субсидии из регионального бюджета, которые будут предоставляться организациям и индивидуальным предпринимателям, реализующим автомобильный бензин и дизельное топливо в населенных пунктах, отнесенных к отдаленным и труднодоступным местностям”, – говорится в пояснительной записке к документу. Причем раньше эта возможность у регионов была, уточняют депутаты. А после исключения нормы о субсидировании предприятий, реализующих бензин сельскому населению по фиксированным ценам, стоимость топлива в 2015 г. в некоторых сельских населенных пунктах выросла до 78 руб./л. Для сравнения: в Нарьян-Маре литр бензина стоит порядка 36 руб., дизельного топлива – 41 руб., в Москве – 35 и 34 руб. соответственно. Возвращение субсидирования поможет заметно снизить цену на бензин, что “обеспечит достойные условия жизни местного населения”, уверены авторы проекта.
В 24 региональных центрах Росстат отметил удорожание бензина. По данным на 13 марта, более всего цены на него выросли в Ханты-Мансийске – на 1,1%. Также зафиксировано и снижение цен на бензин. Он подешевел в 7 российских регионах. Среди счастливчиков автомобилисты Салехарда и Назрани, здесь автотопливо сбросило 0,6% стоимости. В Москве потребительские цены на бензин автомобильный за неделю выросли на 0,1%, в Санкт-Петербурге не изменились. Но в среднем по России бензин начал дешеветь. Если смотреть данные с конца декабря 2014 г., то ценники сбросили 0,8%. Инфляция с начала года составила 6,5%, 0,8% – на столько с начала года снизилась средняя по России цена на бензин. (Российская газета/Химия Украины и мира)