Химия Украины и мира

Россия: авиакомпании пожаловались в ФАС на высокие цены авиакеросина

Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ; объединяет 19 перевозчиков, которые занимают 90% рынка) направила письмо руководителю ФАС Игорю Артемьеву с просьбой провести “проверки в аэропортах, где цена авиатоплива выросла на 10-15% и выше в апреле относительно I квартала 2015 г.”, сообщил президент АЭВТ Владимир Тасун. Речь идет о топливозаправочных комплексах (ТЗК), не принадлежащих аэропортам. В каких городах и чьи ТЗК предлагается проверить – в письме не уточняется.

По данным АЭВТ, за последние полтора месяца авиатопливо в целом по России подорожало на 25% – с 27000 руб. в I квартале до 36000 руб. Например, в “Домодедово” керосин с начала марта подорожал на 13,6% до 39700 руб./т, в аэропорту Сургута – на 20% до 36640 руб., в аэропорту Перми – на 20,3% до 36070 руб. ТЗК в Перми принадлежат “ЛУКойлу” и компании “Аэрофьюэлз”, в Сургуте – только “ЛУКойлу”, в “Домодедово” – компании “Домодедово фьюэл фасилитис” (принадлежит офшорам), говорится на сайте Росавиации. При этом в структуре ценообразования на керосин регулируется только 10-15% компонентов, например стоимость хранения топлива, но цена на эти составляющие долгое время остается неизменной. Итоговая цена на керосин нормативными документами не регулируется, а устанавливается “достаточно произвольно и непредсказуемо, в основном не соотносясь с характером цен на соответствующих топливно-сырьевых биржах”.

27 января АЭВТ обращалась с этим вопросом к вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Его просили ввести порядок информирования авиакомпаний о предстоящем изменении цен на авиатопливо как минимум за 3 месяца. По словам Тасуна, ассоциация получила ответ на это письмо от Минтранса по поручению Дворковича. В нем говорилось, что предложения ассоциации были включены в план мероприятий по антикризисной программе, однако этот ответ авиакомпании не удовлетворил. Изменчивость цен приводит к тому, что авиаперевозки попадают в категорию высокорискованного бизнеса, а это влияет на ставки по кредитам или делает их получение невозможным, говорит Тасун. В конце февраля министр транспорта Максим Соколов заявил, что премьер Дмитрий Медведев поручил следить за уровнем цен на топливо для региональных перевозок. Он подчеркнул, что в отношении международных авиалиний эта проблема пока не выходит на первый план за счет курсовой разницы.

Директор Small Letters Виталий Крюков отмечает, что ТЗК очень прибыльный бизнес для нефтяных компаний. В то же время регулирующие органы должны обратить внимание именно на внутреннюю кухню ТЗК. По мнению эксперта, она требует аудита, чтобы потребителям был понятен механизм ценообразования на авиакеросин при снижении рыночных цен.

Еще летом 2014 г. на цены жаловалась и Росавиация. Ведомство сообщало, что зафиксировало рост цен на авиакеросин в июне-августе на 6-7% в 30 аэропортах России. Речь шла об аэропортах Поволжья, юга России, а также Сибири. (Нефть России/Химия Украины и мира)

Exit mobile version