Нефтехимический холдинг “СИБУР” в апреле отгрузил на экспорт первую партию метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ). Данная отгрузка стала первой экспортной поставкой с весны 2013 г. Экспорт высокооктанового компонента не осуществлялся с мая 2013 г. на фоне высокого спроса на внутреннем рынке.
В 2015 г. ситуация изменилась. По словам источника в отрасли, “Роснефть” после закрытия сделки по приобретению активов холдинга “САНОРС” последовательно увеличивает загрузку мощностей по трет-амил-метиловому эфиру (ТАМЭ) в Новокуйбышевске, снижая внешние закупки высокооктановых компонентов у нефтехимических компаний. Ранее основным потребителем ТАМЭ в России выступал НПЗ “Сургутнефтегаза” “Киришинефтеоргсинтез”. В 2014 г. 47% производимого эфира было экспортировано. Кроме того, осенью 2014 г. на полноценную загрузку вышла мощность по МТБЭ на “Омском каучуке” (группа “Титан”), что также балансирует спрос на рынке. В итоге появляются возможности для внешних поставок. В “СИБУРе” подтвердили намерение осуществлять внешние поставки МТБЭ в мае.
В 2014 г. спрос на автомобильные бензины, вопреки ожиданиям, снизился до 36,7 млн. т. По оценке заместителя гендиректора ЦДУ ТЭК Евгения Сырового, в 2015 г. также возможно сокращение выпуска автобензинов в пределах 1% из-за низкого спроса в условиях общеэкономического спада и невысокой экономической привлекательности производства вследствие “налогового маневра”.
В 2014 г. потребление высокооктановых эфиров нефтехимического производства (без учета собственного производства на НПЗ) на российском рынке составило 1025 тыс. т при производстве в 1066 тыс. т. При этом загрузка мощностей находилась на относительно низком уровне: 90% у “СИБУРа”, “Нижнекамскнефтехима” и “ЭКТОС-Волги”, 75% – у “Новокуйбышевской нефтехимической компании” (холдинг “САНОРС”), 63% – на “Омском каучуке” (из-за технических проблем), 61% – у группы “ТАУ Нефтехим” (Стерлитамак). Доведение загрузки всех мощностей до полноценных уровней делает рынок профицитным по высокооктановым эфирам.
МТБЭ и ТАМЭ на российском рынке являются основными видами высокооктановых компонентов, применяемых при производстве автомобильных бензинов. Наряду с ними присутствуют альтернативные соединения на основе ароматических аминов, так называемые октановые бустеры, например, N-метиланилин (ММА). Согласно действующей редакции Технического регламента Таможенного союза 013/2011 “О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту”, с 1 января 2016 г. на территории России запрещается оборот автомобильных топлив с экологическим классом ниже Евро-5, применение для производства которого ММА не допускается.
Ряд экспертов убежден, что отказ от ММА приведет к технологической невозможности перехода на пятый экологический класс для всех НПЗ, выпускающих товарные автобензины. Однако текущая ситуация указывает на наличие избыточных мощностей по эфирам, полная загрузка которых вкупе с вводом собственных мощностей на НПЗ сможет удовлетворить спрос на модификаторы октанового числа со стороны нефтепереработки даже при оптимистичных сценариях спроса на автобензины. (rupec.ru/Химия Украины и мира)