Инвесторам не понравилось предложение “Уралкалия” о выкупе 15,97% акций за $1,5 млрд. “Компания генерирует большой денежный поток. Этот денежный поток направляется на то, чтобы в полном объеме инвестировать в повышение эффективности и расширение мощностей. Когда создание стоимости через диверсификацию или слияние/поглощение невозможно, как в нашем случае, то деньги должны возвращаться акционерам”, – объяснял в 2013 г. бывший гендиректор “Уралкалия” Владислав Баумгертнер, почему компания в 2011-2012 гг. скупала бумаги с рынка.
“Уралкалий” объявил, что выкупит 15,97% капитала (акции и GDR) на $1,5 млрд. Цена выкупа обыкновенной акции – $3,2, одной GDR – $16, предложение будет действовать с 24 апреля до 22 мая. “С учетом имеющихся в настоящее время резервов денежных средств “Уралкалия”, ожидаемых будущих потребностей в денежных средствах, имеющихся потоков денежных средств и других источников финансирования мы в состоянии вернуть владельцам ценных бумаг до $1,5 млрд.”, – приводятся в сообщении компании слова гендиректора Дмитрия Осипова. Выкупленные акции “Уралкалий” планирует погасить, а до того использовать в качестве обеспечения для привлечения финансирования, в том числе в производных сделках, например репо. После прошлого выкупа у “Уралкалия” остались во владении 12,5% акций. После нового buyback “Уралкалий” станет собственным крупнейшим акционером с пакетом в 28,57%.
В ноябре 2014 г. началось подтопление рудника “Соликамск-2”, который в 2014 г. обеспечил “Уралкалию” 18% добычи. Работы на нем были приостановлены. В 2015 г. производство сократится на 15% до 10,3 млн. т. Чтобы восстановить добычу, “Уралкалий” к 2020 г. построит 2 новые шахты. Вся инвестпрограмма оценена в $4,5 млрд.
Дивиденды “Уралкалий” за 2014 г. заплатить не может из-за убытка в 33,3 млрд. руб. А в будущем не собирается гарантировать акционерам возврат минимум половины чистой прибыли из-за масштабной инвестпрограммы. Размер выплат будет определяться финансовым положением компании и общей экономической ситуацией.
Сейчас, в отличие от 2011-2012 гг., “Уралкалий” не в лучшей форме. На выкуп “Уралкалий” потратит собственные средства (на конец года на его счетах были $2,5 млрд.), а также займы, сообщил финансовый директор “Уралкалия” Антон Вищаненко. По его словам, по итогам buyback долговая нагрузка “Уралкалия” не превысит 2,5 EBITDA. По итогам 2014 г. компании удалось сократить выросшую долговую нагрузку. Теперь, в противоположность выкупу в 2011-2012 гг., когда бумаги скупались с рынка только у миноритарных акционеров, предложить пакеты к выкупу смогут и мажоритарные владельцы. Инвесторам это не понравилось: 24 апреля на Лондонской бирже “Уралкалий” подешевел на 1,42%, на Московской бирже – на 2,22%. Хотя накануне объявления компания стремительно дорожала.
Дело в условиях. Во-первых, предложение “Уралкалия” более выгодно мажоритарным акционерам, чем портфельным инвесторам, которые покупали акции до подтопления рудника “Соликамск-2”, указывают аналитики Газпромбанка, UBS и БКС. “Сделка проводится без премии к рынку и не создает дополнительной стоимости для миноритариев”, – говорится в обзоре БКС. “Дивиденды позволили бы распределить доход пропорционально, а в buyback миноритарии, вероятнее всего, участвовать не будут, значит, есть вероятность, что прибыль будет распределена непропорционально в пользу крупных акционеров, которые не смогли бы продать пакеты на рынке без дисконта”, – заключает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. Цель выкупа – поддержать мажоритарных акционеров, согласны аналитики БКС и Газпромбанка. Правда, они в этом случае зафиксируют убыток, добавляет Юминов. Известно, например, что “Уралхим” заплатил за долю $3,799 млрд., т. е. $6,47 за акцию, или $32,3 за GDR. И “Уралхим”, и “Онэксим” привлекли для покупки кредиты, которые надеялись обслуживать из дивидендных выплат.
Крупнейшие акционеры “Уралкалия” – “Онэксим” (27,09%), “Уралхим” (19,99%), CIC (12,5%). Капитализация – $8,9 млрд. Выручка (МСФО, 2014 г.) – $2,79 млрд. Чистый убыток – $631 млн. Если крупнейшие акционеры предъявят к выкупу пакеты полностью, а компания выкупит их пропорционально долям, то на них придется большая часть выкупа – 9,49%. “Онэксим” может продать 4,3% за $404 млн., “Уралхим” – 3,2% за $300,6 млн., а Chengdon Investment Corp. (CIC) – 1,99% за $58,6 млн. Представитель “Онэксима” от комментариев отказался. Его коллега из “Уралхима” – тоже, хотя не исключил участия компании в обратном выкупе. Представитель CIC на вопросы не ответил. Вторая причина – рост долговой нагрузки и риск снижения кредитных рейтингов, пишут аналитики. В долгосрочном сценарии это может означать рост стоимости заимствований для “Уралкалия”, говорит Юминов. Газпромбанк ожидает, что вес “Уралкалия” в индексе MSCI снизится, а это повлечет распродажу акций индексными фондами. Кроме того, “Уралкалий” может провести делистинг GDR с LSE, если в свободном обращении останется менее 25% депозитарных расписок, а это несет высокие риски для миноритариев, пишут аналитики БКС. Смена дивидендной политики ухудшает корпоративное управление и снижает привлекательность компании в глазах инвесторов, делающих ставку на дивидендные выплаты, пишут аналитики Газпромбанка. (Ведомости/ Химия Украины и мира)