Химия Украины и мира

Россия: инновационные решения в сфере средств защиты растений (СЗР) позволят агропромышленному комплексу не отставать от мировых тенденций

Виктор Борисенко, руководитель отдела маркетинга Bayer CropScience NCIS Russia, Belarus, Kazakhstan, обозначил основные факторы, влияющие на динамику российского рынка средств защиты растений (СЗР) и на перспективы его развития.

– Какими видятся основные тенденции на мировом и российском рынке СЗР в 2015 г?

– В конце 2014 г. на мировом рынке СЗР произошел ряд серьезных поглощений и слияний компаний-производителей. Влияние на рынок этих изменений продолжится в 2015 г. и может серьезно изменить расстановку сил в ряде стран. Лидеры отрасли, наряду с продуктовыми портфелями, наращивают семенные активы, что позволит создавать готовые решения для сельхозтоваропроизводителей и больше соответствовать требованиям потребителей, желающим получить комплексные решения, а не отдельные продукты. Нельзя обойти вниманием ряд событий, которые будут оказывать влияние на тенденции развития рынка СЗР и в будущем. Например, принятие Еврокомиссией закона, позволяющего странам Евросоюза самостоятельно разрешать или запрещать выращивание на своей территории новые сорта генно-модифицированных культур. Это может позволить сдвинуть с мертвой точки ситуацию с ГМ-культурами в Европе, которая не менялась более 10 лет. Российский рынок не всегда успевает за мировыми тенденциями, однако со стороны государства осуществляется ряд мер, которые отражают задачи и развитие внутреннего рынка. В частности, в рамках государственной программы “Биотех-2020” взят курс на увеличение объемов производства и потребления биотехнологической продукции, а также на создание условий для ее инновационных разработок и коммерциализации. Очень важным фактором, стимулирующим развитие отрасли, является внедрение современных технологий в сельское хозяйство, которое невозможно без дополнительного обучения сельхозпроизводитетелей.

– Насколько конкурентоспособна соответствующая российская продукция на внутреннем рынке?

– По мнению аналитиков, сегодня доли рынка российских производителей СЗР и иностранных производителей приблизительно равны. Высокий спрос со стороны потребителя говорит о достаточной конкурентоспособности российских производителей. Но основным вопросом была и остается инновационная составляющая продуктов, которые регистрируются и выводятся на рынок российскими производителями СЗР. Действующие вещества продуктов-дженериков, производимых российскими компаниями, в подавляющем большинстве случаев являются веществами, разработанными другими компаниями, на которые закончилась патентная защита. По этой причине современные и инновационные решения выводятся на рынок иностранными R&D компаниями, что позволяет российским сельхозтоваропроизводителям не отставать от мировых тенденций и использовать на своих полях самые современные средства защиты растений.

– В какой мере влияет валютный курс на спрос российских потребителей на импортные СЗР, планируются ли совместные проекты иностранных компаний в сфере CЗР с российскими партнерами?

– Падение курса рубля негативно отразилось на всех сферах деятельности, связанных с импортом готовой продукции или сырья, СЗР не стали исключением. По нашим данным, ни российские, ни иностранные производители СЗР не производят действующих веществ на территории РФ. Таким образом, валютная составляющая присутствует в каждом препарате, не зависимо от того, кто его производит – российская компания или международная. По этой причине наблюдается удорожание всех СЗР для конечного потребителя. Стоит учитывать стоимость той валюты, в которой закупаются действующие вещества и/или готовые продукты за рубежом: динамика удорожания доллара к рублю гораздо выше, чем динамика пары евро/рубль, поэтому, компании, имеющие долларовые контракты вынуждены значительнее повышать цены, чем компании, закупающие сырье или продукцию в евро. В целом, многие компании на рынке СЗР ответственно отнеслись к повышению цен на свою продукцию и не просто эквивалентно увеличили цены, а разделили валютное бремя с клиентами и партнерами. На основе анализа цен прайс-листов компаний, взятых из открытых источников, среднее увеличение рублевых цен к ценам начала 2014 г. составило 50%. Что касается Bayer CropScience, активно развиваются партнерские взаимоотношения с дистрибуторами. Например, в 2015 г. с нашими партнерами-дистрибуторами пустим совместную акцию по наиболее эффективному применению СЗР-продуктов, предоставляя сельхозтоваропроизводителю оборудование, которое позволит использовать наши продукты с максимальной отдачей (протравочные комплексы, форсунки для обработки зерновых колосовых культур).

– Что в 2015 г., на ваш взгляд, может стать главной темой отрасли и для обсуждения на конференции “Пестициды 2015”?

– Нестабильность российской экономики сказывается на развитии национальной сельскохозяйственной индустрии. Представители аграрной отрасли сталкиваются с проблемами, которые сейчас волнуют большинство игроков российского бизнеса. Это вопросы повышения цен, напряженность финансирования, административные ограничения. Главной темой отрасли в краткосрочной перспективе можно назвать развитие сельского хозяйства и его агрохимического сектора в условиях экономического спада. (Rcc/Химия Украины и мира)

Exit mobile version