Химия Украины и мира

Россия: сжиженный природный газ (СПГ) будет конкурировать с трубным

Россия не осознала перспектив и возможностей такого энергетического продукта, как СПГ. Если в 1964 г. появление в Алжире первого завода по производству СПГ оказалось для большинства мировых лидеров добычи и экспорта газа событием, достаточно малозаметным, то последние 10 лет абсолютное большинство производителей относятся к этому виду топлива серьезно. Особенно после рывка, который сделал СПГ на мировом рынке 5 лет назад.

Россия с присущим ей консерватизмом и ее главный газовый производитель “Газпром” пребывали в уверенности, что трубы находятся вне конкуренции. Однако теперь приходится догонять более дальновидных конкурентов. Российские газовики, наконец, стали отдавать себе отчет в том, что стремительно теряют крайне перспективный рынок СПГ, не успев на нем и закрепиться. По мнению экспертов, у России осталось не более 5 лет для того, чтобы получить свою долю рынка. Если этого не сделать, то новые мощности по производству СПГ, которые будут к тому времени введены в строй в Северной Африке, странах АТР ( в том числе и в Австралии) не оставят России шансов.

А рынок СПГ – весьма многообещающий. По прогнозам, в ближайшие два десятилетия потребление газа будет расти опережающими темпами по сравнению с другими углеводородами. При этом сжиженный природный газ будет давать почти 80% прироста мировой торговли. Рост потребления СПГ придется в большей степени на развивающиеся страны, чем на развитые. Хотя и там спрос на сжиженный газ будет пусть и медленно, но увеличиваться. Однако главными рынками СПГ, за которые придется побороться России, единогласно признаются Европа и Китай.

Одни эксперты высказывают мнение, что российскому СПГ придется конкурировать с российским же трубным газом. И в итоге СПГ победит “трубу”. Другие – уверены, что необходимо сохранить равновесие между поставками трубного газа и СПГ. На север Китая лучше гнать газ по трубам, а на юг продавать СПГ. Однако все эти радужные планы пока что разбиваются о суровую реальность. В настоящее время в России действует всего один завод по производству СПГ. Это завод “Газпрома” (50% акций) “Сахалин-2” с участием Royal Dutch Shell (27,5%), Mitsui (12,5%) и Mitsubishi (10%). Его мощность – 9,6 млн. т газа в год (в 2015 г. компания обещала произвести почти на 1 млн. т больше). Концерн намерен увеличить мощность предприятия, а после введения в строй третьей очереди выдавать до 14,5 млн. т. Кроме того, ожидается, что и в Приморье будет производиться к 2020 г. 10 млн. т СПГ, еще чрез 5 лет – 5 млн.. С такими силами завоевать азиатско-тихоокеанский рынок будет сложно. А куда еще поставлять СПГ с Сахалина и из Приморья? Именно рынки АТР и Китая, как видно из географической конфигурации, и станут главной ареной борьбы российского СПГ за место под солнцем.

Сейчас в России основная ставка делается на создание крупного комплека по производству СПГ. Это “Ямал СПГ”. Акционеры – «НОВАТЭК», Total и китайская CNPC. Запланированная мощность проекта стоимостью $27 млрд. – 16,5 млн. т СПГ в год. Несмотря на прилагаемые усилия, подготовка к пуску первой очереди затягивается. Старт перенесен с 2016 г. на 2017 г. Должны в дальнейшем быть построены еще 2 очереди. Сырьевая база проекта – Южно-Тамбейское месторождение, запасы которого оцениваются в 907 млрд. куб. м. Но и этих мощностей, полагают представители газового сообщества, недостаточно для уверенного выхода на европейский или китайский рынки. Поэтому уже сейчас на весьма высоком уровне звучат предложения строить на Ямале новые заводы СПГ и привлечь к строительству и “Газпром”, и частные компании. Предполагается, что они могут создать более мощные предприятия, чем «НОВАТЭК».

Все это огромное строительство ведется или предполагается вести на Ямале, в Арктической зоне. И у многих экспертов возникает вопрос: даже если все желаемое будет построено и начнет работать, каким образом будет организован вывоз готовой продукции? Совершенно очевидно – танкерами. И не простыми, а ледокольными. Или же усиленными танкерами в сопровождении ледоколов.

Казалось бы, логичнее гнать газ с Ямала по существующим магистралям (возможно, модернизировав их или добавив новые нитки) хоть в европейскую часть России, хоть в Западно-Сибирскую, или в то же Приморье и там превращать газовый газ в сжиженный. Но речи об этом даже не идет. Будут, говорят, ледоколы. Во сколько обойдется содержание такой флотилии, которую еще надо построить? Какие тарифы на ледокольный сбор установит администрация Северного морского пути, контролирующая эту транспортную артерию? Во что обойдется спутниковая и авиационная ледовая разведка? И как все эти расходы повлияют на конечную стоимость ямальского СПГ? Пока ответов на эти и многие другие вопросы нет. (oilnews.kz/Химия Украины и мира)

 

Exit mobile version