Химия Украины и мира

Украина: крупнейшие поставщики нефтепродуктов протестуют против ценовой политики ЗАО “Белорусская нефтяная компания” (БНК)

Крупнейшие импортеры нефтепродуктов – компании ОККО и WOG – отказались подписывать годовые договоры с Белорусской нефтяной компанией из-за неприемлемой цены на дизельное топливо. “Поставки остановлены, белорусы выставили дизтопливо с премией $25/т, украинцы отказались”, – сообщил источник на рынке. По его словам, предыдущие договоры заключались по намного более низким ценам, вплоть до отсутствия премии как таковой.

“Белорусы решили, что раз не могу заработать в России и на море, значит, повысят цены для Украины”, – говорит источник. В ОККО и WOG ситуацию не комментируют.

Ситуацию усугубляет тот факт, что спотовые контракты в апреле-мае заключаются по более низким ценам. По имеющимся данным, один из крупнейших импортеров белорусских нефтепродуктов “Западная нефтегазовая компания”, выигравшая в апреле тендер на ДТ с премией +$18/т, была вынуждена обратиться к БНК с требованием пересмотреть цену после того, как появилась информация о продаже аналогичного ресурса в адрес другого украинского контрагента “Укрпалетсистем” по значительно более низкой цене.

Протесты против цен на белорусские нефтепродукты возникают периодически. Резкое повышение цен произошло и в 2012 г. после того, как был остановлен Лисичанский НПЗ (Луганская обл.). Так, если до этого белорусские нефтепродукты поставлялись в Украину с дисконтом до -$60/т, что отвечало паритету с поставками белорусских нефтепродуктов на экспорт через балтийские порты, то после 2012 г. топливо в Украину начало отгружаться с премиями, которые в 2014 г. достигали $100/т.

Директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн считает, что повышение цен на белорусское дизельное топливо вызвано остановкой в 2014 г. нефтепродуктопровода “Прикарпатзападтранс”, который составлял серьезную конкуренцию белорусским НПЗ. “Любое снижение конкуренции на украинском рынке приводит к росту цен от БНК. Если пустить нефтепродуктопровод, это автоматически приведет к резкому снижению цен, так как с 2015 г. система транспортирует продукт качества Евро-5”, – считает эксперт, подчеркивая, что шансы на пуск магистрали еще есть, несмотря на юридические баталии вокруг права собственности на трубопровод и на технологическое дизтопливо. Эксперт также считает, что рынок может работать без поставок от БНК, так как система обеспечения Украины дизтопливом диверсифицирована, а потребности в топливе пониженные из-за экономического криза.

Беларусь является крупнейшим поставщиком нефтепродуктов в Украину. По итогам 2014 г. белорусские поставки (бензин и ДТ) составили 3,4 млн. т или 40,7% от потребления. Между тем, в последние годы украинские трейдеры активно прорабатывают новые маршруты поставок дизельного топлива, начав закупки как по морю из стран Средиземноморья, так и через сухопутные границы из Польши, Литвы и России. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)

Exit mobile version