Химия Украины и мира

Украина: передел сфер влияния в титановой отрасли

Ведущие украинские финансово-промышленные группы продолжают борьбу за титановую подотрасль страны. Для отечественных предприятий это может означать спад в развитии и остановку мощностей.

Кабмин на 3 года передал ГП “Объединенная горно-химическая компания” (ОГХК) управление госдолей в 51% в ООО “Запорожский титано-магниевый комбинат” (ЗТМК). Об этом говорится в правительственном распоряжении №287-р от 4 апреля. В этой связи эксперты напоминают, что глава ОГХК Руслан Журило раньше работал в структурах группы “Приват” Игоря Коломойского. Так, в 2008 г. он был заместителем управляющего санацией завода “Электрон-газ” (Днепропетровская обл., Желтые Воды), действуя под начальством топ-менеджеров “Привата”. Также Р. Журило являлся директором ООО “Приборный завод Электрон” в период, когда основным учредителем ООО была Ольга Гугнина. В экспертной среде ее считают одним из самых опытных юристов “Привата”. Остальные 49% ЗТМК принадлежат фирмам холдинга Group DF Дмитрия Фирташа. Комбинат – единственный в Украине и Европе производитель титановой губки, которая является полуфабрикатом для получения металлического титана. Годовая проектная мощность предприятия – 20 тыс. т, однако из-за износа мощностей ныне она сужена до 10 тыс. т.

На фоне передела

Ранее Кабмин передал ОГХК управление Иршанским ГОКом и Вольногорским горно-металлургическим комбинатом, которые добывают титановое сырье – ильменит. До 2014 г. эти активы тоже находились в аренде у структур Д. Фирташа (около 10 лет), точнее, у контролируемого им “Крымского титана”. Таким образом, налицо признаки перераспределения собственности в государственном масштабе, что может быть связано со сменой центральной власти в 2014 г. И было бы удивительно, если бы и в этом случае снова не проявились интересы И. Коломойского, достаточно близкого к властным коридорам, несмотря на последние публичные разногласия с центральной властью.

Впрочем, у аналитиков есть и другая версия. В стране зарождается новая пестрая финансово-промышленная группировка, на политическом уровне представленная премьером Арсением Яценюком и партией “Народный фронт” (НФ). Уже примерно год эта группировка пытается действовать самостоятельно, в том числе относительно бизнес-интересов промгруппы президента Петра Порошенко, отмечает руководитель Украинского аналитического центра Александр Охрименко. Этот вариант допускается и в титановом секторе. Так, в марте близкий к “Привату” глава парламентской спецкомиссии по приватизации Борис Филатов заявлял, что ОГХК контролируется нардепом Николаем Мартыненко, и обвинил того в сотрудничестве с Д. Фирташем. Впоследствии бизнесмен Геннадий Корбан, давний деловой партнер И. Коломойского, сказал: “ОГХК под руководством Н. Мартыненко управляется в угоду Group DF. В Верховной Раде Н. Мартыненко является замглавы фракции “Народный фронт” и руководит комитетом ВР по ТЭК”.

Таким образом, может появиться новый ситуативный союз между группировками А. Яценюка и Д. Фирташа. Это, в частности, приведет к формированию интегрированной цепочки выпуска титановых продуктов в Украине, к которой может быть привлечен и такой крупный (но контролируемый Group DF) госактив, как “Сумыхимпром”, производитель двуокиси титана и другой химпродукции. Поставлять сырье будут 2 указанных выше ГОКа, а перерабатывать – “Крымский титан”, “Сумыхимпром” и ЗТМК (в том числе в губку и затем в металлические слитки).

Так или иначе, в стране очевиден передел сфер влияния и в пользу политических победителей, и между ними самими. Один из заметных и свежих примеров – президентская борьба за восстановление госконтроля над “Укрнафтой”. В то же время, “Привату” интересен ряд сфер и отраслей: ГМК, химпром, энергетика, телеком. Не зря И. Коломойский недавно пригрозил обнародовать секреты приватизационных процессов за последние 5-7 лет, особо упомянув разгосударствление ГАК “Укррудпром”. А. Яценюк тоже в феврале объявлял о необходимости пересмотреть результаты продажи госимущества за последние 20 лет. А. Охрименко не сомневается: все это говорит о намерениях начать крупномасштабное перераспределение собственности под прикрытием борьбы с наследием свергнутого режима.

В разрезе перспектив

Экономисты полагают, что борьба за контроль над ЗТМК даже в мягкой форме может нарушить его работу в и без того кризисной общеэкономической обстановке. В 2014 г. комбинату удалось нарастить производство металлотитана в 3 раза до 204 т, но на 23,4% (до 7200 т) упал выпуск губки. Экономист Владислав Старинец опасается, что при переходе актива в другие руки, особенно “Привата”, эти показатели значительно ухудшатся. “Нет сомнений, что эта группа заинтересована в титановом бизнесе, – уверен специалист. – Осенью-2014, когда стало ясно, что ильменитовые ГОКи будут выведены из управления “Крымского титана”, СМИ этой группы начали активную кампанию на тему провалов прежних администраций этих ГОКов. Было презентовано и специальное отраслевое исследование одного из известных аналитических центров, большей частью посвященное тому, как управление титановой промышленностью со стороны Group DF негативно сказывается на госбюджете. Кроме того, группу обвинили в зависимости от России с ее агрессивным режимом”. Эксперт добавляет, что сейчас отечественная индустрия старается выживать, использовать любые направления и каналы сбыта. Если же за некое предприятие начинается борьба, то нарушаются снабжение, сбыт, отношения с деловыми партнерами. Для бизнеса возникают критические риски, вплоть до приостановки производства и его продажи по сниженной цене.

Что же до версии “А. Яценюк – Д. Фирташ”, то допускается, что после создания единого титанового госхолдинга он может быть доведен до уровня приемлемой рыночной капитализации и затем продан на открытом конкурсе. Директор аналитической группы Da Vinci Анатолий Баронин оценивает сегодняшнюю продажную стоимость такого холдинга (включая “Крымтитан”) в $10-12 млрд., а в случае прекращения вооруженного противостояния на Донбассе и макроэкономической стабилизации эта цифра вырастет еще больше. По мнению аналитика, претендентами могут быть такие ведущие иностранные титановые корпорации, как многопрофильная австралийско-британская Rio Tinto и Baoji Titanium (Китай), располагающие достаточными средствами для покупки и модернизации.

Пока же запорожская компания планирует в 2015 г. увеличить производство губки на 30,5% до 9400 т. Намечен ряд капитальных ремонтов в основных цехах, а также капремонт передела сушки пекового кокса (барабан-сушило) в цехе титанового шлака и тетрахлорида титана (цех №2). В цехе по производству магния и губчатого титана (цех №7) запланирован капремонт 5 печей сепарации, 5 печей восстановления, 1 печи разогрева, 7 магниевых электролизеров, стационарной магниевой тигельной печи №1 и миксера шламо-электролитической смеси №2. В цехе титановых слитков и слябов (№9) предполагается капремонт печи вакуумно-дуговой литейной печи. Пройдут капремонты рудотермических печей №1 и №2.

Когда в 2012 г. фирма Tolexis Trading (Швейцария), аффилированная с Group DF, “заходила” на ЗТМК, то ставился вопрос не только о полной загрузке, но и о двукратном расширении плановой производительности по губке до 40 тыс. т/год. За счет этого комбинат нарастил бы долю на мировом рынке с 5% до 14%. А затем предполагалась и организация производства титанового проката. В целом вся инвестпрограмма оценивалась в $600-700 млн. в тогдашних ценах. Но сегодня, когда экономика Украины находится в глубоком кризисе, подобные планы не могут быть реализованы, убежден В. Старинец. Тем более, что они предусматривают длительный период окупаемости (не менее 8-10 лет).

Наряду с этим в СССР на предприятии действовала вертикаль по получению поли- и монокристаллического кремния – полуфабрикатов для производства солнечных батарей и полупроводниковых изделий. Но для реализации этого бизнес-направления тем более требуется политическая и экономическая стабилизация в стране, которая позволит рассчитывать на возврат капиталовложений и успешную работу. И, конечно же, стабильной деятельности ЗТМК поможет отсутствие борьбы за контроль над ним со стороны различных центров влияния. (МинПром/Химия Украины и мира)

 

Exit mobile version