Химия Украины и мира

Украина: преимущества и недостатки в системе закупок нефтепродуктов Минобороны

В начале апреля эфир всколыхнула волна сообщений о закупках топлива для нужд армии по завышенным ценам. Такие новости неприятно контрастируют на фоне сообщений о реформах, о которых постоянно говорят работающие в Минобороны волонтеры. При детальном рассмотрении ситуации с закупками нефтепродуктов эти реформы действительно видны, но не только они. Очевидны также сохраняющиеся атавизмы системы госзакупок, крайне плохо совместимые с реалиями топливного рынка. Ясно также и то, что сотрясающие военное ведомство скандалы спровоцированы многочисленными “патриотами”, которым не дают покоя многомиллиардные потоки, идущие на оборону страны.

Скандал связан с февральским тендером Минобороны, на котором были закуплены 30 тыс. т дизельного топлива: около 22 тыс. т арктической марки ДТ (температура застывания ниже -32°С) вызвалась поставить аффилированная с концерном “Галнафтогаз” фирма “ОККО-Бизнес-Контракт”, около 8 тыс. т зимней марки ДТ класса F – компания “Альянс Ойл Трейдинг”. Цена, зафиксированная 20 марта по итогам переговорной процедуры, – 25980 и 25680 грн./т соответственно. Сумма контракта – около 770 млн. грн. Апеллировать к результатам тендера вызвался секретарь парламентского комитета по национальной безопасности и обороне Иван Винник. Он, в частности, обвинил чиновников министерства в неправомерном применении переговорной процедуры, завышенных ценах, а также неоправданном приобретении топлива повышенной морозостойкости в весенний период. “Зачем зимнее топливо, если срок поставки начинается в апреле, топливо зимнее необходимо при -18, а скоро лето? Ведь армия – не Госрезерв, зачем закупать топливо, которое потребует определенных режимов хранения?” – негодует народный депутат.

“Потребность закупки ДТ арктического и зимнего класса F возникла из-за необходимости пополнения запасов, которые были израсходованы в зимний период во время четвертой волны мобилизации. Закупка осуществлялась по распоряжению министра обороны и начальника Генерального штаба”, – объясняет глава департамента госзакупок Минобороны Нелли Стельмах, являющая членом команды волонтеров, занимающих в МО ряд важных постов.

Странно, что у кого-то вызывает вопросы необходимость запаса качественного топлива у армии. Война в этом сомнений не оставляет. “Осенью 2014 г. один из крупных зарубежных поставщиков отказался продать нам авиакеросин, узнав, что мы работаем на военных”, – рассказывает крупный трейдер, пожелавший остаться неназванным. По его мнению, если война загромыхает с новой силой, проблематичной может стать и закупка более “безобидного” дизельного топлива и бензинов.

Между тем, в некоторой степени справедливы претензии по части оперативной переговорной процедуры вместо процедуры конкурсной, которая предусматривает ознакомление участников с предложением на протяжении месяца. Но вопрос скорее не в ней самой, а в шот-листе Минобороны. Дело в том, что пока он имеет мало общего с перечнем крупнейших поставщиков. Например, из 10 компаний, получивших уведомление о проведении переговорной процедуры, названия 6 ничего не говорят даже профессионалам рынка. Об ООО “Первая компания максимум” (Буча), ООО “Мира Групп Интернешенл” (Киев), ООО “Евронафтопром” (Киев) или ООО “Нефтеперспектива” (Ирпень) я лично за 18 лет слышу впервые.”Любой, кто прислал нам письмо о готовности поставлять нефтепродукты, автоматически попадает в нашу базу и имеет возможность принимать участие в торгах. Мы открыты для всех”, – говорит Стельмах. По ее словам, этим компаниям рассылаются уведомления о торгах, параллельно в открытом доступе о планах закупок и о тендерах сообщается на сайтах Минобороны и Минэкономразвития. Другое дело, почему не хотят купить “лотерейный билет” другие известные поставщики? Что мешает участвовать в тендерах тому же “Сокару”? Возможно, для него и других поставщиков такого сочетания букв, как “МО”, нет среди направлений работы. Оно и неудивительно, ведь соваться на большие тендеры госкомпаний и госведомств всегда было глупо. Везде сидели придворные поставщики, и если ты не понимаешь по-хорошему, то объяснят по-плохому, например, забудут заплатить в рамках действующего законодательства. Но в рассматриваемом случае, видимо, имели место другие мотивы промолчать.

Худший период для контрактования топлива, чем в минувшем феврале, сложно и придумать. К середине месяца, когда в МО шли переговоры об экстренной закупке ДТ, доллар уверенно перевалил за 25 грн. и ринулся дальше. Однако на тот момент цена 25890 грн./т была полностью рыночной, а спустя неделю, ближе к концу февраля, средняя по рынку цена на ДТ была уже 34600 грн./т. “Мы разместили заказ на Мозырском НПЗ и проплатили аванс сразу после переговоров 18 февраля, даже без договора, такой была просьба покупателя”, – говорит Юрий Кучабский, вице-президент концерна “Галнафтогаз” по коммерческим вопросам. Цена, казавшаяся крайне удачной в феврале, стала непривлекательной в марте. Валютный курс остыл, цены упали. На начало апреля в опте дизель уже стоит 19500-20000 грн./т на фоне 24900 грн./т, до которых удалось снизить цену в процессе переговоров с поставщиком в конце марта. Именно столь существенная разница обратила на себя внимание комитета по нацбезопасности и обороне, который через лояльные СМИ заговорил о коррупции и тюремных сроках.

Но эта история получилась со счастливым концом. 9 апреля был проведен очередной, третий раунд переговоров с ОККО, в ходе которого цена была гармонизирована с новыми реалиями. В частности, были пересмотрены условия оплаты, поскольку 42-дневная отсрочка платежа (30 банковских дней) формировала существенную статью в себестоимости продукта. “Новые изменения постановления Кабмина, принятые в марте, теперь позволяют делать 50%-ную предоплату при условии соблюдения сроков поставки в течение 3 месяцев. Это дало возможность снизить цену примерно на 50 коп./л, а если учесть, что можно заплатить 50% по всему договору, то фактически мы сэкономили 1 грн./л. Затем убрали доставку и предложили ее отдельно показывать в контракте, поскольку ОККО на ней не зарабатывает, а зарабатывает “Укрзализныця”, то для правильности сравнения мы должны четко показывать обществу, где цена закупаемого топлива, а где стоимость его доставки, – написал в своем ФБ координатор совета волонтеров при Минобороны Украины Давид Арахмия. – В итоге цена арктического топлива, которое на $49,32/т дороже обычного, получилась 17,85 грн./л” (около 21500 грн./т).

Описанная ситуация иллюстрирует как достигнутые преимущества, так и остающиеся недостатки в системе закупок нефтепродуктов в МО. Прогресс – в переходе на работу с известными поставщиками, что является закономерным результатом исчезновения невидимых тендерных барьеров. В обойме Минобороны уже есть ОККО, WOG, “Альянс”, однозначно будут и другие игроки. Преимущества работы с публичными трейдерами очевидны: в отличие от придворных прокладок им, во-первых, есть что терять, во-вторых, топливо они реально поставят, в-третьих, будут искать компромисс по цене до последнего. Окажись на месте ОККО какой-нибудь “фиктарь”, чиновникам МО пришлось бы туго.

Основным же недостатком является несоответствие системы госзакупок существующей системе ценообразования на топливо. Украина на 85% зависит от импорта, поэтому рынок ориентируется на внешние котировки и курсы валют, сыгравшие в марте с продавцами и покупателями злую шутку. Во избежание подобных случаев в контрактах должна быть прописана формула цены, а не абсолютная стоимость. Учитывая, что все поставщики работают с одними и теми же производителями, конкуренция на тендерах будет строиться вокруг лучших условий привлеченного финансирования, логистики и оптимизации затрат в целом. Д. Арахамия и Н.Стельмах говорят, что работа над такой формулой началась, будут привлечены эксперты и участники рынка. Задача состоит в том, чтобы сделать для всех понятный механизм, который минимизирует риски. А на се-годняшний день риск работы с Минобороны – как в резком изменении рыночной конъюнктуры, так и в последующих разборках, поскольку доброжелателей всегда хватает. В итоге это приводит либо к сверхнормативному перекладыванию рисков на цену, либо, что более предпочтительно сегодня для большинства, к отказу от участия в таких поставках. Формула даст спокойствие Минобороны, трейдерам, может быть, и комитету по нацбезопасности и обороны, который в последнее время крайне неравнодушен к топливным вопросам, где бы они ни возникали. (Сергей Куюн, директор ООО “Консалтинговая группа А-95”, (ZN.ua/Химия Украины и мира)

 

Exit mobile version