Химия Украины и мира

Украина: тестом на готовность к реформам Государственной фискальной службы (ГФС) станет администрирование топливных налогов

Самым ярким и быстрым тестом на готовность к реформам новоназначенной команды Государственной фискальной службы станет администрирование топливных налогов. Поменять плачевную ситуацию в этой сфере, уносящую из бюджета сотни миллионов гривен ежемесячно, можно достаточно просто. Было бы желание.

Назначение новой команды управленцев во главе с Романом Насировым в Государственную фискальную службу (ГФС) вызвал преимущественно скептическую оценку общественности. Кто-то обвиняет нового главу налоговой в некомпетентности, кто-то – в лояльности олигархам. Однако не хотелось бы спешить с выводами, а дождаться первых шагов. Долго ждать не придется: если новый менеджмент госслужбы реально хочет добиться результата, а не станет снова рассказывать о необходимости разработки какой-нибудь программы или стратегии, результат будет виден очень быстро. Самым ярким и быстрым тестом на готовность к реформам станет администрирование топливных налогов. Поменять плачевную ситуацию в этой сфере, уносящую из бюджета сотни миллионов гривен ежемесячно, можно достаточно просто. Было бы желание.

О расцвете контрабанды и фальсификата на рынке нефтепродуктов неоднократно сообщалось. Причин этого ренессанса две. Первая – рост налоговой нагрузки и девальвация гривны, которые раскрутили топливные цены и увеличили заработки “теневиков” до 50% от розничных цен. Вторая – полное отсутствие контроля за производством и реализацией подакцизных товаров.

АЗС

Определить следы контрабанды или фальсификата можно невооруженным взглядом. Для этого достаточно провести анализ цен на АЗС. Уверенно можно говорить о том, что если цена на бензин более чем на гривну ниже от уровня национальных “белых” компаний (WOG, ОККО, “ЛУКойл”, ТНК, Shell, “Параллель”, Socar), то в данном случае имеет место полная или частичная неуплата налогов. “В Европе вы не встретите разницы в ценах на бензин больше, чем на 5 евроцентов на литре, по минимальным ценам торгуют автоматические АЗС, на которых нет персонала. В Украине же разница достигает более 10%, что невозможно в одинаковых конкурентных условиях”, – говорит один из экспатов в топливной отрасли, пожелавший остаться инкогнито. Ситуация на ладони. В Украине есть лишь одно крупное внутреннее производство топлива, обеспечивающие около 15% рынка. Речь об “Укртатнафте”, полностью работающей на сеть группы “Приват” (“Авиас”, “Укрнафта”, ANP и др.). Поэтому смешно видеть кременчугские сертификаты на многих других заправках, ведь днепропетровской группе временами самой не хватает бензина со своей “Укртатнафты”.

Логично утверждать: все, что не внутреннего производства, – импорт. Иначе говоря, в идеальном мире все, кроме “Привата”, торгуют привозным товаром. В ценах на импорт чудес не бывает, все покупают по единым мировым ценам, колебания в лучшем случае составляют $5-10/т. Разница на колонках в 2-2,5 грн./л и более означает преимущество в ценах на $100-130/т – колоссальные деньги по меркам нефтяной отрасли. Фактически речь идет о том, что торгующие по минимальным ценам операторы работают без наценки или в убыток. Может такое быть? Поскольку на закупочной стоимости не сэкономишь, то пространство для маневра дают только налоги.

При этом, несмотря на наличие своего внутреннего производства, остаются вопросы и к “Привату”. В последние месяцы “Укртатнафта” закупает украинскую нефть на аукционах по мировым ценам, без дисконтов. Кроме того, с 1 апреля на заводе установлен акцизный пост. Это к тому, что себестоимость выпуска бензина на технически отсталом Кременчугском НПЗ не может быть ниже цен на импортный ресурс, сформированных передовыми заводами Европы в условиях жесточайшего перепроизводства. Как в таком случае достигается минимальная на рынке цена бензина в розничной сети днепропетровской группы? Вариантов три: либо новый налоговый пост плохо работает, либо Игорь Коломойский решил доплачивать населению за покупку у него бензина, либо у кого-то в офисе “Привата” сломался калькулятор.

Южная схема

Итак, обнаружить “контрабас” и “бодягу” в розничной сети не так сложно. Если взять последний ценовой мониторинг, то добрая половина рынка бензина сидит в “тени”. Начнем с контрабанды, перекрыть которую можно достаточно оперативно. После ликвидации схемы Курченко весной 2014 г. контрабандисты сошли с радара, но в начале 2015 г. снова обозначили себя. На слуху прочно закрепились адреса деловой удачи с пропиской в периферийных портах Одесской, Николаевской и Херсонской областей. И если об одесских контрабандистах известно давно, мол, они там были при всех властях, то активизация в портах Николаева и Херсона стала веянием времени. Объем поставок через эти небольшие порты начал расти весной при очевидной поддержке местных силовых структур, хотя источники говорят о необходимости получения соответствующих санкций в Киеве.

В Генеральную прокуратуру Украины и прочие заинтересованные (по идее) госорганы были направлены депутатские запросы с требованием немедленной реакции. Самое обстоятельное исследование “южной” контрабанды представил депутат Андрей Левус (“Народный Фронт”). По его данным, различные конторы растаможивают незначительную часть груза, указывая остальную как транзитную, но впоследствии топливо реализуется на внутреннем рынке. “Топливо растаможивается в городе Килия, затем в порт Очакова оно попадает под видом внутренних перемещений. Здесь пришвартована платформа “Водолей”, в которую бункеруются судна. Товарно-транспортные документы оформляются под растаможенное топливо”, – описывает схему Левус. По данным нардепа, признаки такой деятельности с частичной растаможкой видны в работе ООО “Дунайбункер-Плюс”, ООО “Митгард”, ООО “Ойл Стрим Трейдинг”, ООО “Сармат Ойл”. В этом списке также ООО “Келмер”, ООО “Инвестнафтосервис”, ООО “Консалтинг Трейд Тревел”, ООО “Риал Стар Усте”, зарегистрированные по одному юридическому адресу в Киеве. У них также один учредитель – виргинская оффшорная компания Benmax Business Corporation.

Некоторые из фигурантов “списка Левуса” поспешили опровергнуть свою причастность к теневым схемам. “Мы никогда не имели дела с безналоговыми нефтепродуктами и не понимаем, откуда у народных депутатов такая информация. Готовы к любым проверкам нашей деятельности”, – заявил директор “Финанспромгаза” Константин Кураков. Его компания также оказалась в списке депутата из “Народного фронта” на основании того, что в ней когда-то работал менеджер одной из структур Сергея Курченко. Поспешил с заявлением и порт Очакова.

Ясно одно, что с южной схемой надо срочно разбираться. Что может сделать новое руководство Фискальной службы? Необходимо реанимировать работу Энергетической таможни. По последним данным, приказ Минфина о возобновлении ее деятельности находится на подписи у главы Минюста Павла Петренко, а сама структура сформирована вплоть до штатного состава таможенных постов. Другое дело, что для работы с обозначенной проблемой могут понадобиться дополнительные кадры и финансирование. Однако это копейки по сравнению с тем эффектом, который произведет ликвидации контрабандного канала, уносящего из бюджета по самым скромным оценкам 250 млн. грн. акциза и НДС в месяц.

“Не надо путать таможню с береговой службой или пограничниками, сами мы проблему не решим”, – говорит один из таможенников. По его мнению, появление в порту таможенного поста или инспектора заставит контрабандистов действовать осторожнее. Однако полная ликвидация канала возможна лишь при консолидации усилий с милицией, СБУ, пограничниками.

А пока все держится на добровольцах. “Самооборона Майдана”, координируемая тем же “Народным Фронтом”, в конце апреля установила блок-пост на выезде из Очакова и, по сути, заблокировала выезд бензовозов из порта, что привело к сворачиванию разгрузки двух подозрительных танкеров. Правда, совсем добровольным этот порыв сознания назвать нельзя, скорее, бизнес интерес в данном случае совпал с государственным. В апреле была возобновлена работа Херсонского нефтеперевалочного комплекса, экспроприированного у структур Курченко. Жизнь в работу перевалки вдохнул трейдер “Укройлпродукт”, близкий к лидерам “Народного Фронта” (эта фирма также была выбрана оператором по реализации конфискованных у Курченко нефтепродуктов). Контрабанда на юге перемножает на ноль легальный бизнес “фронтовиков”, именно с этим можно связать активную позицию этой силы в вопросе борьбы с контрабандой. Команда, в составе которой министр МВД, имеет хорошие шансы на успех, поскольку не без поддержки местной милиции, в частности ГАИ, бензовозы с “левым” бензином свободно перемещаются по Николаевской области.

В начале мая на рынке зазвучал новый канал дешевого топлива – Скадовск, где “ведерные” партии начало оформлять некое ООО “Прайтекс”.

Усовершенствование налогового законодательства

Процедурно “бодягу” сложнее истребить, нежели контрабанду. На сегодня в Украине не запрещено свободное обращение сырья и компонентов для производства нефтепродуктов. Поэтому неудивительно, что у многих сетей не сходится баланс оптовых закупок и дальнейшей розничной реализации. Например, у БРСМ закупки товарных бензинов вдвое меньше реализации, а в 2014 г. сеть фактически не закупала бензин А-95, хотя на своих колонках предлагает 3 марки топлива с таким октаном. При этом суммарные объемы различных компонентов, поступающих на нефтебазы наследия Ставицкого, соответствуют недостающей доле бензинов в реализации. Такие случаи не единичны. Есть сети, источники поставок которых вообще неизвестны. Бензин в них появляется из ниоткуда, а цена реализации указывает на то, что туда же – в никуда – уходят и акцизы с НДС.

Наиболее действенным методом борьбы с этим злом является усовершенствование налогового законодательства. При этом Роман Насиров хорошо знает об “акцизной” проблеме, вникнув в нее во время работы во главе профильного парламентского комитета. Речь идет о трех аспектах: введении акциза на компоненты топлив, реформировании нормы о 5%-ном налоге с розничного оборота подакцизных товаров и об электронном администрировании акциза на нефтепродукты.

С первой нормой все просто. Есть четкий перечень компонентов, например, риформат или некондиционный бензин, которые необходимо облагать акцизом, аналогичному акцизу на товарные бензины. Рост себестоимости в комплексе с появлением подакцизного статуса серьезно подорвут экономику “бодяжников”.

Пятипроцентный налог – это хит 2015 г. Его неожиданное появление без предварительных обсуждений привело к закономерному результату – его платят только “белые” компании, а остальные кладут в карман. Городские власти Измаила (Одесская обл.) обнаружили интересные факты. При планируемой суточной реализации топлива на одной заправке в 3,2 тыс. л в сутки сеть “Петрол” указала, что продала 207 л, “Алвас” – 127 л, “Ресорт Ойл” – 1,115 тыс. л, “Драйв-2015” – 570 л, ФЛП Евстратенко И. О. – 153 л. Иначе говоря, топливо идет мимо кассы вместе с налогами. Самым разумным выходом из этой ситуации на данный момент является повышение ставок акциза на бензин и ДТ при их импорте и производстве, а не при реализации. Согласно расчетам, для получения в бюджет планируемой суммы в 4,7 млрд. грн. акциз на бензин необходимо повысить на EUR37/т (действующая ставка EUR202/т), ДТ – на EUR15/т (EUR100). При этом цены на топливо не изменятся, просто механизм сбора налогов будет более надежный.

Однако данная норма даст обратный результат, если не будет сделан третий шаг, – внедрение глобальной системы администрирования топливного акциза. Ее предлагается построить по аналогии с отслеживанием НДС – вход налога должен отвечать выходу. Тем самым будет исключена ситуация, когда продажи подакцизных нефтепродуктов автозаправочными сетями вдвое превышают закупаемые. Внедрение такого подхода аналогично действующей системе администрирования НДС, которая с лета 2015 г. должна заработать в электронном режиме. Соответственно и внедрить ее будет несложно. При этом глобальная система исключит попадание в реализацию как контрабандных, так и кустарных нефтепродуктов.

Роман Насиров прекрасно осведомлен о существующих проблемах рынка нефтепродуктов, их оперативное решение может стать для него хорошим стартом на новом посту. Как для команды его предшественников единственной осязаемой вещью стала ликвидация схемы Курченко. По экспертным оценкам, в I квартале 2015 г. бюджет недополучил около 1 млрд. грн. “топливных” акцизов и НДС. Бездействие же новой команды фискалов в данном направлении будет равно самоубийству. Во-первых, быстро вскроется неспособность или незаинтересованность в перекрытии всем известных схем. Во-вторых, с каждым месяцем ком бюджетных потерь в этой сфере будете нарастать, что грозит “молодой команде” неприятными организационными выводами и последующим забвением. При этом Насирову надо поскорее прощаться с озвученной им позицией по поводу того, что спешить в сфере налогового законодательства не нужно. Действовать надо незамедлительно, 50% рынка бензинов уже в тени. (Сергей Куюн, директор ООО “Консалтинговая группа А-95″/Зеркало недели/Химия Украины и мира)

 

Exit mobile version