Химия Украины и мира

Украина: в ближайшее время структура рынка минудобрений существенно изменится

Минеральные удобрения – залог не только количества, но и качества собранного урожая. Четырехкратный рост цен на рынке минудобрений в Украине за 2014 г. окажет существенное влияние на формирование урожая в 2015 г. О состоянии украинского рынка минудобрений, а также перспективах его развития в ближайшем будущем рассказал главный аналитик информационной компании “Инфоиндустрия” Дмитрий Гордейчук.

– Какие основные тенденции на рынке минеральных удобрений Украины наблюдались за последний год?

– Одной из наиболее знаковых тенденций 2014 г. на украинском рынке минеральных удобрений, на мой взгляд, можно назвать поиск аграриями альтернативной селитре продукции. В Украине мощности по производству селитры составляют 2,4-2,6 млн. т, что практически соответствует объему ее потребления. Из-за антидемпинговой пошлины ввезти селитру в Украину из России невозможно, а среднеазиатская слишком дорогая в доставке. Украинские мощности селитры работают на 60-65% загрузки и в 2014 г. не в состоянии обеспечить полностью спрос. В результате сельхозпроизводители стали закупать карбамид, сульфат аммония. Так, в 2013 г. в Украине впервые появился гранулированный сульфат аммония. Причем темпы его закупки были очень высокими: за первые 2 месяца года было импортировано около 52 тыс. т, при этом еще несколько лет назад годовой объем потребления сульфата аммония составлял около 20 тыс. т. Сульфат аммония, как и сульфат магния, – отходный продукт, но после грануляции цены на него стали выше, чем на селитру. По крайней мере, так было до лета 2014 г. На сегодняшний день даже гранулированный сульфат аммония дешевле селитры. Кроме того, в 2013 г. в Украине появился гранулированный карбамид. Его начали активно приобретать, поскольку он равномерно растворяется и точнее вносится. Например, сейчас Бразилия, покупая по одинаковым ценам гранулированный и приллированный карбамид, отдает предпочтение гранулированному. Украина тоже будет постепенно приобщаться к более современным агротехнологиям. Так, потребление карбамида в 2014 г. увеличилось в 2 раза и достигло почти 950 тыс. т. Думаю, что в Украине сложившийся тренд в ближайшие годы сохранится. Также в 2 раза увеличилось потребление известковой селитры. Если раньше ее потребление составляло 240 тыс. т, то сейчас – свыше 400 тыс. т. Украина начала потреблять больше КАС, хотя он все еще считается достаточно дорогим и нишевым продуктом. Так, если селитру можно купить по 10000 грн./т, то КАС – по 10300-10500 грн./т. В ближайшее время цены на селитру будут снижаться, а на КАС останутся прежними. Кроме того, несмотря на экономическую и политическую нестабильность, в Украине сохранилась тенденция роста потребления NPK удобрений. Почему NPK? Применение этих удобрений существенно повышает качество продукции. При существующих объемах производства зерновых их качество остается крайне низким. В результате мы не можем претендовать на премиальные рынки в экспорте и осуществлять эффективную переработку.

– Как, по Вашему мнению, будет развиваться ситуация в 2015 г.?

– Во-первых, аграрии будут продолжать искать замену дорогому фосфору. В частности, аммофос, который производится в России, переоценен. Это обусловлено высоким спросом Китая. В Азии покупатели, в частности в этом году, ориентируются больше на NPK удобрения с высоким содержанием фосфора, поскольку не видят смысла покупать более дорогой фосфор. Поэтому главным девизом ближайших 10 лет будет поиск дешевых альтернатив фосфору. Во-вторых, продолжится замена азотных удобрений. Хотя для Украины годовой объем потребления селитры на уровне 2 млн. т я считаю нормальным. Однако фактический объем потребления ниже и в ближайшем будущем увеличиваться не будет. Так, в 2014 г. мы использовали 1,45 млн. т чистой селитры и еще более 400 тыс. т известковой. Но в дальнейшем аграрии будут все больше отдавать предпочтение NPK удобрениям с высоким содержанием азота. Кроме того, в ближайшее время будет серьезно изменяться объем внесения жидких азотных удобрений и, в принципе, всех жидких удобрений. Это позволит частично нивелировать эффект от дефицита влаги в почве в периоды, когда длительное время нет дождей.

– Украина входит в число стран, которые являются крупнейшими производителями азотных удобрений. Традиционно предприятия по производству данного вида удобрений располагаются в непосредственной близости от коксохимических заводов в Донецко-Приднепровском экономическом регионе. Как ситуация в Донецкой и Луганской областях отразилась на рынке азотных минудобрений?

– Необходимо отметить, что продукция (коксохимический сульфат аммония), производившаяся на этих предприятиях, как правило, низкого качества. Качественный сульфат аммония вырабатывался в основном на двух заводах – в Макеевке и Алчевске – и зачастую экспортировался. В Украине данные удобрения применялись больше при выращивании риса. Но после аннексии Крыма существенно сократилось производство этой культуры и, соответственно, потребление данного вида удобрений. Получается, что относительно удобрений, которые производятся в Донецкой, Луганской областях и в Крыму, мы не много утратили. Однако с точки зрения сырьевых потоков для производства удобрений есть потери. “Стирол” как крупный производитель присоединен к стратегически важному объекту – аммиакопроводу. (В мире всего два аммиакопровода – в центральной части США и в Украине, протяженностью 1300 км.) Поэтому потеря “Стирола” – это, прежде всего, потеря возможности нормального экспорта аммиака.

– Насколько изменилась по сравнению с 2014 г. динамика спроса украинских аграриев на минеральные удобрения отечественного производства? Чем это обусловлено?

– В сложившихся экономических условиях в стране в первую очередь следует отметить, что для сельхозпроизводителя основным остается вопрос цен. При их приемлемом уровне аграрий может потребить, купить, внести все, что мы сможем ему предложить. А поскольку динамика продаж напрямую связана с ценами на газ для производителей и курсом валюты, то в 2015 г. изменений ожидать не стоит.

– Какие факторы сыграли ключевую роль в формировании повышательного ценового тренда на рынке минудобрений?

– Средние цены на селитру в Украине составляли от 3300 грн./т в 2011 г. до 3500 грн./т в 2013 г. Фактически 4 года цена не менялась, несмотря на инфляцию. Данный факт можно назвать скрытым дотированием аграриев отечественными и зарубежными производителями химической продукции. А сейчас необходимо отметить, что за год цены выросли до 11000-13000 грн./т, т. е. почти в 4 раза. И это при том, что гривна девальвировала в 2,7 раза. Конечно, стоит учитывать, что в стоимость также заложена дефицитная составляющая по удобрениям. Однако нашим производителям, видимо, придется изменить подход к условиям сельхозпроизводства и к дотациям. Одно дело дотировать просто производство зерна, чтобы его потом экспортировать, другое – вертикаль.

– Как Вы оцениваете потребность аграриев в минеральных удобрениях для проведения весенне-полевых работ этой весной? Насколько объемы закупок могут отличаться от прошлогодних?

– Как я говорил, увеличатся закупки карбамида. На самом деле аграрии способны выкупить больше удобрений, чем купили в 2014 г., даже при ценах, которые были на конец марта. Но вопрос в том, что им необходимо получить нормальную выручку с их продукции. Например, кукуруза нуждается в хорошей защите, поэтому необходимо вносить много агрохимии. А при нынешних ценах на мировом рынке это невыгодно. Поэтому те аграрии, которые не могут обеспечить необходимые объемы удобрений и СЗР, вероятнее всего, переориентируются на менее требовательные культуры – технические или пшеницу. Необходимо отметить, что фунгицидов в этом году было завезено в 2 раза больше, чем в прошлом. Много факторов свидетельствуют о возрастании количества заинтересованных в выращивании пшеницы и сокращении посевов кукурузы.

– Могут ли украинские производители минудобрений покрыть потребность отечественного АПК в данной продукции? Какова доля импортных удобрений в структуре потребления? Изменилась ли она за последний год?

– По азотным удобрениям (в частности по селитре) нормальная доля импорта должна составлять 25%. Это позволяет создавать нормальные конкурентные условия. Однако в Украине рынок азотных удобрений практически полностью занят украинскими производителями. Кроме того, в структуре потребления нитратов доля импорта составляет 4-8%. Доля импорта селитры оценивается на уровне 9,3%. В 2014 г. были импортированы 132 тыс. т известковой селитры, в 2015 г. импорт составит около 200 тыс. т. Но при этом для создания нормальных конкурентных условий на рынке долю импорта можно увеличить до 25%. Относительно NPK удобрений можно отметить, что мы полностью зависимы от импорта. Украина не производит и 10% от потребности удобрений данного вида. Надо развивать собственное производство NPK, но сырье и сами удобрения отечественного производства можно купить только у “Сумыхимпрома”. Что же касается фосфора, то мы полностью зависим от импорта. При производстве в 290 тыс. т объем потребления КАС в 2014 г. оценивается на уровне 381 тыс. т. В 2016 г. импорт КАС будет составлять 60% от производства, а через год – 80%. В любой стране мира импорт должен быть. От него нельзя отказываться. Он оздоравливает конкуренцию на внутреннем рынке. Другое дело, что нужно серьезно заняться нашей промышленностью, чтобы она была конкурентно-устойчивой, а продукция конкурентоспособной.

– Могут ли инвестиции способствовать развитию отрасли?

– Для этого они не должны быть просто вливаниями, как у нас раньше было. Украина должна определиться, в каком направлении она движется. Если мы идем к Европе, давайте имплементировать европейское законодательство. В таком случае необходимо будет перестроить АМКУ, создать условия для развития конкурентной среды, поскольку по европейским законам в стране не может быть бесконтрольной монополии по производству той или иной продукции. Но все это должно проводиться в рамках диалога с владельцами заводов, чтобы они могли представить свое видение развития отрасли. (АПК-Информ/Химия Украины и мира)

 

Exit mobile version