На российском рынке бензина летом может сложиться аномальная ситуация, если впервые за несколько лет не произойдет резкого скачка цен на топливо. Это объясняется высоким уровнем запасов бензина и падением спроса со стороны потребителей. Но цены на АЗС могут подстегнуть слабое предложение со стороны Беларуси, перенаправление объемов продукции российских НПЗ на экспорт или, как в 2014 г., авария на одном из заводов.
Биржевые цены на бензин в конце мая перешли к устойчивому росту, достигнув годовых максимумов. Цена на АИ-95 на СПбМТСБ росла последние 16 дней, увеличившись с начала месяца на 8,5%, до 37,2 тыс. руб. за тонну, цена АИ-92 выросла на 9,6% до 36,2 тыс. руб. Похожая динамика наблюдалась и в последние 2 года, когда за подъемом цен в мае следовал резкий скачок в июне–июле из-за падения запасов топлива после весенних ремонтов на НПЗ и высокого спроса на бензин. В 2014 г. еще один ценовой всплеск произошел в конце лета на фоне аварии на Ачинском НПЗ.
Но текущая ситуация при внешнем сходстве имеет важные отличия. Сейчас оптовые цены на бензин ниже, чем год назад, несмотря на инфляцию и налоговый маневр в нефтяной отрасли, который, как полагали в правительстве и на рынке, должен был увеличить стоимость топлива (так, в ноябре 2014 г. замминистра финансов Сергей Шаталов допускал, что налоговые изменения приведут к росту цены топлива в 2015 г. на 3 руб./л). По мнению собеседников в отрасли, это связано с ослаблением спроса. Запасы бензина на конец марта превышали 2 млн. т, что является очень высоким уровнем, а на 25 мая снизились до 1,8 млн. т, упав за неделю на 80 тыс. т (в частности, из-за роста экспорта), но и этот уровень остается высоким. По данным ОАО «РЖД», среднесуточный экспорт бензинов в мае вырос до 15,3 тыс. т/сут. против 12,1 тыс. т в апреле. Отчасти это может объясняться тем, что Казахстан снял ограничение на импорт российского бензина, введенное в начале марта.
На этот довольно слабый рынок накладывается фактор поставок из Беларуси. Белорусские производители по межправсоглашению в обмен на поставки нефти должны продавать в РФ бензин, но в апреле–мае поставляли очень мало, поскольку российский рынок был невыгоден по сравнению с другими направлениями. Однако теперь оптовые цены на бензин в Центральном регионе близки к тому уровню, при котором белорусским производителям будет выгодно вернуться. По оценке Михаила Турукалова из “Аналитики товарных рынков”, текущий netback для АИ-92 с Мозырского НПЗ на пограничном базисе сейчас составляет около 35,7 тыс. руб./т.
По мнению собеседников на рынке, в текущей ситуации традиционный летний рост оптовых цен, который отражается на ценниках АЗС примерно с месячным лагом, может оказаться слабым. Но некоторые источники считают, что нефтекомпании постараются изменить ситуацию и используют период ремонтов на НПЗ для того, чтобы сократить предложение, нарастив экспорт бензина либо сократив переработку. “Ситуация на рынке противоречивая. Есть понимание, что розничные продажи бензина у всех снижаются, а поставки из Беларуси являются ограничителем для рынка. Увеличение продаж белорусского бензина способно быстро охладить рынок, но и экспорт российского бензина в этом году достаточно велик”, – говорит Михаил Турукалов. При этом любая авария на НПЗ или сокращение переработки сырья несколькими крупными компаниями могут быстро вернуть рынок в его привычное летнее состояние “легкого дефицита”, подчеркивает он. (Коммерсант/Химия Украины и мира)