Спор идет о праве разливать моющие средства в привычный плоский флакон. Американцы разливают в плоский флакон едва ли не самое известное в России средство для мытья посуды Fairy, “Нэфис” – тоже очень популярное Sorti. По данным Synovate Comcon, узнаваемость брэнда среди семей у Fairy – 70%, у Sorti – 53%. (У “Нэфис” есть свое посудомоющее средство с узнаваемостью 70% – AOS, но в другой бутылке.)
Procter & Gamble 17 февраля подала в Арбитражный суд Татарстана иск, в котором требует, чтобы “Нэфис” прекратила выпуск Sorti в сегодняшней упаковке, что будто бы нарушает исключительные права американской компании. “Копирует зарегистрированные форму бутылки и все ее графическое оформление, включая форму и цвет капли”, – пояснил источник в Procter & Gamble. В российском представительстве компании от официальных комментариев отказались.
“Нэфис” подала встречный иск (принят к производству 20 мая), в котором просит признать регистрацию Procter & Gamble спорных товарных знаков недобросовестной конкуренцией.
Procter & Gamble в сентябре 2006 г. подала в Роспатент заявку на 2 товарных знака с плоской бутылкой, они зарегистрированы в разное время и оба охраняются до 8 сентября 2016 г. (данные Роспатента).
“Нэфис” с марта 2002 г. по март 2006 г. зарегистрировала 9 товарных знаков Sorti (из них сейчас действуют 3), но без плоской бутылки. Производитель считает, что нет нужды регистрировать пресловутую бутылку, следует из аргументов его юристов в суде.
В предварительном судебном заседании 22 мая обе компании выстроили перед судьей 5 флаконов из-под моющих средств. Procter & Gamble – из-под Fairy и Sorti, “сходные до степени смешения”; “Нэфис” – из-под Pril (производства Henkel), Bingo (Hayat kimya) и Colgate Palmolive (Colgate-Palmolive Company), причем последняя “по форме даже не сходна до степени смешения, а тождественна плоской бутылке”, отметила представитель казанской компании. Все они, судя по сроку годности, выпущены раньше, чем Procter & Gamble подала заявку на товарный знак, подчеркнула она. Юрист также утверждает, что раньше этой даты “тождественный патент” на плоскую бутылку зарегистрировала Unilever.
“Нэфис” сообщила, что подала в палату по патентным спорам заявление с требованием запретить правовую охрану товарных знаков Fairy, и на этом основании попросила приостановить дело либо назначить экспертизу. Представляющие Procter & Gamble юристы из московского офиса Jones Day возразили, что обвинения в недобросовестной конкуренции следует адресовать в антимонопольную службу. Следующее заседание суда назначено на 9 июня. (Ruhim /Химия Украины и мира)