На украинский рынок выходит Vilniaus Prekyba (VP Group) – один из крупнейших ритейл-холдингов Прибалтики, присутствующий также в Польше и Болгарии. Компания оперирует FMCG-гигантом Maxima Group, сетью аптек Euroapotheca, а также гипермаркетами стройматериалов и товаров для дома Ermitazas. В Украине она начнет работу с развития фармацевтического направления.
Планы открыть в Киеве первую торговую точку под вывеской “Евроаптека” подтвердила Ольга Мельник, директор компании “Еврофармацея” – оператора будущей аптеки. Генеральный директор Euroapotheca Раймонда Кижене подчеркивает, что компания планирует открывать в Украине пока одну аптеку, которая позволит группе изнутри наблюдать за украинским рынком перед возможной экспансией. “На данный момент мы делаем только первые шаги в Украине – у нас еще много вопросов, на которые необходимо ответить в первую очередь для себя. Только тогда мы сможем принимать стратегические решения по развитию в этой стране”, – сообщила Кижене. По ее словам, в Украине Euroapotheca хочет прежде всего узнать потенциальных клиентов и их потребности, научиться управлять цепочкой поставок, а также понять конкурентную среду и правовую систему.
Директор консалтинговой компании RetailNet Александр Ланецкий оценивает инвестиции в эту торговую точку на уровне 1 млн. грн. Валерий Гудзенко, генеральный директор сети аптек TAS (оперирует 50 аптеками в Киевской и Донецкой областях), дает несколько меньшую оценку начальных вложений VP Group в первую точку – 700-800 тыс. грн. Тем не менее, к перспективам литовской сети в Украине он относится скептически. “Конкуренция сегодня очень жесткая. Если раньше в Киеве на одну аптеку приходилось около 3500 жителей, то теперь – 1800-2000. В Европе этот показатель сейчас в среднем составляет 3500 человек на аптеку”, – констатирует Гудзенко. Перенасыщенным рынок фармацевтического ритейла считает и директор компании “Агентство медицинского маркетинга” Юрий Чертков. Согласно его данным, в Украине работает порядка 22000 аптек при реальной необходимости на уровне 12000. При этом объем рынка в 2014 г. по сравнению с 2013 г. вырос на 13% до 41 млрд. грн., а в “твердой валюте” сократился на 20% (при пересчете по среднегодовому курсу НБУ – до $3,45 млрд.). По словам Гудзенко, рентабельность фармацевтического ритейла в Украине сейчас близка к нулю. Так, средней украинской аптеке требуется 15-18 месяцев для прохождения точки безубыточности и 45 месяцев для выхода на самоокупаемость. “Мы не боимся конкуренции, потому что пришедшим в Украину придется работать в том же правовом поле, с теми же наценками, – поясняет Гудзенко. – Возле них точно так же будут открываться частники, которые работают без кассовых аппаратов, и, возможно, торгуют фальсификатом. Поскольку удержать цены “Евроаптеке” будет трудно, я не знаю, в чем они будут иметь преимущество”. Чертков указывает, что минимально значимые украинские сети насчитывают минимум 200 аптек: “Я не думаю, что в ближайшие три года “Евроаптека” разовьется в серьезную национальную сеть. В Прибалтике у них хорошие позиции и управление ассортиментом. Они пришли с классной моделью, но на украинском рынке ситуация другая – здесь объединяются в альянсы, многое зависит от связей и т. д.”. В качестве негативного примера выхода на украинский рынок эксперт приводит “Риглу”, одну из крупнейших российских аптечных сетей. Начав работу в Украине с середины 2000-х, компания сейчас владеет только 5 аптеками в Киеве. Недостатком “Евроаптеки” Чертков также считает отсутствие модели франчайзинга – в развитии сети компании могло бы помочь привлечение других операторов или мелких предпринимателей, терпящих ныне убытки.
Ланецкий указывает на то, что кризис предоставляет новые возможности для инвесторов. “У ритейлеров, которые сегодня смотрят на украинский рынок, следующая логика: сейчас, в период низких арендных плат и окладов, выгодно заходить, чтобы получить хорошие площади и условия”, – объясняет он мотивацию VP Group выйти на украинский рынок в данное время. По его оценкам, доля фармацевтического направления в выручке холдинга небольшая – порядка 10%. Основу бизнеса компании формирует Maxima Group, развивающая традиционный FMCG-ритейл, однако компания пока не декларирует планов захода в Украину в этом сегменте. Как показывает опыт Польши, VP Group может достаточно долго присматриваться к новому рынку перед выводом своего флагмана – с момента открытия первой польской Euroapteka в 2001 г. до закрытия сделки по приобретению местного ритейлера Aldik прошло 11 лет. (forbes.ua/Химия Украины и мира)