ООО “Йотун Пэйнтс” (дочерняя компания норвежской Jotun A/S), открытие которого состоялось в феврале 2014 г., до сих пор не пущено. Участники рынка называют различные причины простоя. По мнению аналитиков, из-за него в 2015 г. компания недополучит 5-7% выручки, реализуя продукцию, произведенную на предприятиях Jotun в других странах.
ООО “Йотун Пэйнтс” мощностью 12 млн. л жидких красок и 3,6 т порошковых покрытий в год было построено в индустриальном парке “Федоровское” Тосненского района Ленинградской области и официально открыто в феврале 2014 г. Инвестиции в проект составили 1,7 млрд. руб. Ввод завода в эксплуатацию после завершения пуско-наладочных работ был намечен на III квартал 2014 г. Однако серийное производство до сих пор не пущено. Причиной, полагает один из конкурентов компании, являются проблемы с подключением на площадке. Однако Максим Слав, заместитель генерального директора ООО “Фед-Иммобилен” (управляющая компания индустриального парка “Федоровское”), сообщил, что завод подключен ко всем инженерным сетям в достаточном для производства объеме. Другой собеседник, пожелавший остаться неназванным, полагает, что это личное решение генерального директора ООО “Йотун Пэйнтс”. “Авни Коркут Кулбул – турок по происхождению, продажи, которые есть у компании в России, – это в основном импорт из Турции”, – говорит он. То, что завод не пущен, подтверждает и один из дилеров Jotun. “Это как машина без колес. Он, конечно, построен, но не действует. Продаются импортные краски, в основном из Англии и Турции”, – поясняет он.
Официально представительство компании не комментирует причины простоя и другие вопросы, ссылаясь на конфиденциальность запрашиваемой информации. Однако в телефонном разговоре сотрудник компании сообщил, что “коммерческого производства сейчас действительно нет”, а причиной являются “некоторые проблемы с подрядчиком”. Им, согласно информации сайта компании, является российское ООО НПФ “Металлимпресс”. В “Металлимпрессе” информацию о ходе реализации объекта прокомментировать не смогли, ссылаясь на необходимость письменного согласия заказчика.
По ранее сообщавшимся планам “Йотун Пэйнтс”, объем выпуска в 2015 г. должен составить 7,5 млн. л жидких красок, а к 2020 г. завод выйдет на проектную мощность. В сегменте порошковых красок выход на полную мощность запланирован на 2017-2018 гг. “В связи со сдвигом сроков начала производства планы по выпуску красок в 2015 г., скорее всего, не будут реализованы, тогда как даты выхода на проектную мощность пока еще кажутся вполне реальными”, – говорит Екатерина Смазная, руководитель проектов отдела маркетинговых исследований и аналитики группы ПКР. За счет импорта продукции в 2015 г. компания недополучит 5-7% от годовой выручки, добавляет эксперт. В 2014 г., считает она, если опираться на результаты 2013 г. и последнюю оценку динамики бизнеса представителями компании, выручка “Йотун Пэйнтс” составила около 2,3 млрд. руб. Не запуская производство, Jotun дает некоторое преимущество другим участникам рынка. Основными конкурентами компании, по словам Екатерины Смазной, являются Akzo Nobel и BASF, имеющие действующие производства в России. Если говорить о региональном рынке, то в индустриальном парке “Марьино” в июне был пущен завод компании Teknos за EUR17 млн. мощностью 10 млн. л жидких красок на водной и органической основе, а также 2 тыс. т порошковых покрытий в год, который также планируется вывести на полную мощность к 2018 г. Планы об открытии в 2016 г. завода промкрасок мощностью 1 млн. л/год с возможностью расширения заявляла и финская компания Nor-Maali, проект реализует ее официальный представитель в России ЗАО “АМЕС” в псковской ОЭЗ “Моглино”. При этом значительной потери Jotun доли рынка лакокрасочных материалов (ЛКМ) не ожидается. “Упущенная выгода составит только ту разницу в уровне наценки, которая компания получила бы, если бы завод в России был пущен в срок”, – заключает Екатерина Смазная.
По оценкам генерального директора ООО “Текнос” Антона Чепулиса, емкость российского рынка жидких ЛКМ промышленного назначения составляет около 300 млн. л. К 2018 г. конкурент компании Jotun собирается занять на нем 10%, на рынке порошковых покрытий – 15%. Весь рынок ЛКМ в России Екатерина Смазная оценивает в 1,5 млн. т (более 100 млрд. руб. в денежном выражении). (kommersant.ru/Химия Украины и мира)