Химия Украины и мира

Мировой рынок нефтепродуктов в 2014 году

В 2014 г. на мировой рынке наблюдалось существенное снижение цен на нефть и нефтепродукты относительно соответствующих показателей 2013 г. С сентября 2014 г. стоимость нефти сорта Brent снизилась до $100/бар. против $119/бар. И в конце декабря достигла минимального значения в $55/бар. против $199/бар. – максимального значения в феврале 2014 г. Средний уровень цен на нефть сорта Brent в 2014 г. составил около $98-99/бар., в то время как в 2013г. он составлял $108-198/бар. Таким образом, общее снижение стоимости нефти в 2014 г. относительно 2013 г. составило около 9%. Соответственно и стоимость бензина и дизельного топлива (Gasoline 10 ppm на CIFWE/Basis ARA) снизилась на 7-9% до $860/бар.

Снижение стоимости нефти и нефтепродуктов, которое наблюдалось во второй половине 2014 г., связано с дисбалансом спроса и предложения на мировой рынке. Существенное превышение предложения нефти над спросом стало результатом многих факторов. Так называемый «сланцевый бум» в США позволил нарастить внутреннее производство нефти, что привело к значительному сокращению ее импорта в страну. Объемы нефти, которые ранее экспортировались в США, теперь требовали поиска новых рынков сбыта на мировом рынке. Это привело к росту конкуренции среди стран-производителей нефти, что нашло отображение в «войне» за сохранение собственной доли рынка и стремлении ее увеличить. Все это привело не только к перераспределению структуры внешних поставок, но и к смене правил игры среди участников рынка в новых условиях. Если раньше цены на рынке диктовали производители энергоресурсов, то теперь наблюдается обратная тенденция, поскольку при умеренном спросе мы имеем очень высокое предложение. По разным оценкам, в I квартале 2015 г. превышен6ие мирового предложения нефти над спросом оценивается в 1 млн. бар./сутки.

Переломным событием, снизившим вектор стоимости нефти на мировом рынке в долгосрочной перспективе, стало заседание стран ОПЕК, состоявшееся 27 февраля 2014 г. Участники рынка надеялись, что картель как всегда возьмет на себя роль регулятора рынка и снизит собственную добычу ради достижения баланса спроса и предложения на рынке и поддержания стоимости нефти на высоком уровне. Однако в новых условиях страны ОПЕК решили этого не делать и не терять своей доли рынка. Они заявили, что хотят дать рынку возможность самому достичь равновесия и восстановить рыночную и справедливую стоимость нефти. Таким образом, квота на добычу нефти осталась на предыдущем уровне в 30 млн. бар./сут. Следующее заседание стран ОПЕК запланировано на лето 2015 г.

В 2015 г. не стоит ожидать существенных изменений цен на нефть на мировом рынке. Котировки нефти сорта Brent , скорее всего, будут в диапазоне $55-70/бар. При этом существенно изменить в сторону снижения или повышения указанный коридор цен могут два события, которые запланированы на лето 2015 г. Поддержать мировые цены на нефть могут результаты следующего заседания ОПЕК, на котором может быть принято решение о снижении квоты на добычу нефти, однако в нынешних условиях это маловероятно. Давление на стоимость нефти может оказать подписание соглашения по иранской ядерной программе, запланированное на 30 июня 2015 г., после подписания которого с Ирана могут быть сняты санкции, в том числе и в нефтяном секторе. Это позволит иранской нефти выйти на европейский рынок.

Внутренний рынок Украины

2014 г. стал переломным для Украины. Революция достоинства, аннексия АР Крым, выборы, изменение внутренней и внешней политики, война на востоке страны привели к замедлению экономики, снижению покупальной способности населения и существенной девальвации гривни относительно 2013 г.

Несмотря на существенное снижение стоимости нефти и нефтепродуктов на европейском рынке, на внутреннем рынке Украины наблюдался рост стоимости нефтепродуктов. Стоит отметить, что в структуре внутреннего потребления доля произведенного в Украине бензина в 2014 г. составила около 21%, ДТ – 14%. Остальное – импортный ресурс. Поэтому уровень цен на топливо на внутреннем рынке Украины зависит от колебаний курса национальной валюты.

Если на протяжении 2013 г. курс НБУ был зафиксирован на уровне 7,99 грн./$1, то на протяжении 2014 г. он изменился с вышеуказанной цифры в январе 2014 г. до 15,10-15,8 грн./ $1 в декабре 2014 г. Средний курс НБУ в 2014 г. составил 11,54 грн./$1, таким образом, в 2014 г. относительно 2013 г. гривня девальвировала в среднем на 44%, при этом на протяжении 2014 г. национальная валюта утратила в цене 98-100% своей стоимости.

Также на рост цен, особенно дизельного топлива, повлияло изменение уровня акцизного сбора с 1 апреля 2014 г. с EUR46/т до EUR98/т для ДТ евро-4 и евро-5 и с EUR68-98/т до EUR128/т для ДТ евро-2 и евро-3.

Баланс потребления нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке Украины в 2014 г.*, тыс. т

Товар Экспорт Импорт Производство Потребление Остатки Баланс
Нефть 41 179 2032 2016 -94 -653
Бензин 157 2073 666 3142 -21 -538
Дизтопливо 41 4775 751 5296 -87 276

* – по данным Государственной службы статистики Украины, без учета оккупированных территорий и зоны проведения АТО.

Географическая структура импорта бензина А-92 в Украину в 2014 г.*, $/т

Страна Доля в структуре импорта, % Цена
Беларусь 63 962
Литва 26 911
Румыния 8 931
Болгария 1 1025
РФ 1 903
Израиль 0,1 1021
Всего 100 946

* – по данным Государственной службы статистики Украины.

Географическая структура импорта бензина А-95 в Украину в 2014 г.*, $/т

Страна Доля в структуре импорта, % Цена
Литва 24 949
Румыния 24 972
Польша 21 927
Беларусь 18 969
РФ 5 51054
Болгария 3 781
Венгрия 3 966
Италия 1 976
Прочие 1 1019
Всего 100 954

* – по данным Государственной службы статистики Украины.

Географическая структура импорта ДТ в Украину в 2014 г.*, $/т

Страна Доля в структуре импорта, % Цена
Беларусь 54 893
РФ 23 895
Литва 10 878
Израиль 5 897
Греция 4 865
Польша 2 847
Прочие 3 900
Всего 100 891

* – по данным Государственной службы статистики Украины.

За девальвацией гривни на протяжении 2014 г. наблюдался рост цен на топливо на внутреннем рынке Украины. В опте бензин А-95 и ДТ подорожали на 62-64%, стоимость топлива на АЗС также увеличилась. Бензин А-95 повысился в цене в среднем на 57% (на 6 грн./л), ДТ – на 74% (на 7 грн./л), СПБТ – на 35% (на 2 грн./л), соответственно расчетный среднемесячный уровень цен на протяжении 2014 г. на бензин А-95 находился в диапазоне 10,77-16,93 грн./л, а на ДТ – 9,60-16,69 грн./л. На внутреннем рынке Украины расчетный средний уровень оптовых цен предложений на поставки бензина А-95 и ДТ вырос на 39-45% относительно показателей 2013 г. Расчетный среднегодовой уровень цен на бензин А-95 и ДТ на АЗС Украины в 2014 г. повысился на 35-43% относительно показателя 2013 г. и составил 14,82 грн./л и 14,16 грн./л соответственно.

В 2014 г., несмотря на рост стоимости топлива в розничной торговле на внутреннем рынке, его стоимость в долларовом эквиваленте на протяжении года снижалась, как и на мировом рынке. Так, среднемесячная расчетная цена бензина А-95 снизилась с $1,28/л в январе до $1,05/л в декабре, дизельное топливо подешевело с $1,14/л в январе до $1,04/л в декабре 2014 г. При сравнении стоимости топлива в розничной и оптовой торговле можно отметить, что расчетная среднемесячная маржа на дизельное топливо и бензин А-95 в зависимости от месяца была в диапазоне 1500-2000 грн./т, или в долларовом эквиваленте $100-180/т в зависимости от курса. Следует отметить, что из-за девальвации гривни и роста цен на нефтепродукты в гривневом эквиваленте, и соответственно покупательной способности населения, на протяжении года наблюдалось снижение средней наценки, даже по сравнению с началом года.

Анализ баланса рынка нефтепродуктов Украины подтверждает, что потребление бензина в стране на 22% превышает официальное предложение. Остается надеяться, что в 2015 г. действия, направленные на реформирование системы государственного управления, дадут результат, ситуация с соответствием имеющегося официального ресурса нефтепродуктов будет соответствовать объемам его потребления.

По данным Государственной службы статистики, в 2014 г. относительно 2013 г. потребление нефти сократилось на 24%, бензина – на 21%, ДТ – на 11%.В первую очередь, это связано с изменением статистической базы, не учитывались оккупированная территория и зона проведения АТО. С целью сравнения изменения потребления нефтепродуктов ниже приведена статистика без учета объемов потребления СЭЗ Крым, Севастополя, Луганской и Донецкой областей в 2013 г. и 2014 г. В 2014 г. потребление бензина сократилось на 14% (на 460 тыс. т) до 2882 тыс. т, а ДТ – на 5% (на 274 тыс. т) до 4855 тыс. т. Снижение потребления произошло в равной степени как в промышленности, так и населением. Так, потребление бензинов как в оптовой, так и в розничной торговле снизилось на 14%, или на 94 тыс. т до 580 тыс. т в опте и на 365,5 тыс. т до 2302 тыс. т в рознице. Потребление ДТ в оптовой торговле снизилось на 5%, или 169 тыс. т до 3135 тыс. т, в розничной торговле – на 6%, или 105 тыс. т до 1720 тыс. т. При этом в 2014 г. наблюдался рост потребления сжиженного газа в розничной торговле на 21%, или 71 тыс. т до 412 тыс. т. Все вышеуказанное дает основание сделать вывод, что в 2014 г. продолжалась тенденция перехода автопарка с бензина на газ и ДТ.

Среди ключевых событий, произошедших на украинском рынке нефтепродуктов, следует выделить следующее. Одесский НПЗ, заработавший в октябре 2013 г., в 2014 г. перестал работать, как и вся группа ВЕТЭК. Лисичанский НПЗ, который приобрела НК «Роснефть» в 2013 г., так и не заработал в 2014 г. После принятия техрегламента топливо, которое производится на Шебелинском ГПЗ, идет только на экспорт или на украинский рынок как А-92 Форсаж. На протяжении 2014 г. работал только Кременчугский НПЗ, который покрывает до 20% внутреннего потребления топлива в Украине, мощности которого итак и не заработали в полную силу из-за нехватки сырья. Другие 80% внутреннего потребления покрываются за счет импортного ресурса, преимущественно из Беларуси, Румынии, Литвы, Польши и РФ.

Сейчас дать оценку среднего уровня цен на топливо на внутреннем рынке Украины на 2015 г. сложно, поскольку неизвестны параметры валютного коридора, возможны изменения в налоговом законодательстве и географии импорта. Учитывая текущие высокие цены на топливо на внутреннем рынке Украины и низкую покупательную способность населения, принимая во внимание текущие оценки НБУ относительно падения ВВП в 2015 г. на 7,5%, объемы потребления нефтепродуктов продолжат снижаться. (Держзовнишинформ/Химия Украины и мира)

 

Exit mobile version