Химия Украины и мира

Украина: Group DF останавливает работу черкасского ПАО «Азот» и ПАО «Ривнеазот»

Украина осталась без отечественной селитры. Конфликт премьера Арсения Яценюка с олигархом Дмитрием Фирташем привел к остановке двух последних производителей этого удобрения в Украине. В итоге аграриям придется запасаться импортной продукцией.

В интересах нового собственника

Group DF, которая управляет активами Дмитрия Фирташа, сообщила о прекращении работы черкасского ПАО “Азот” и “Ривнеазота”. В компании причиной называют политическое давление на активы группы со стороны депутатов пропремьерской фракции “Народный фронт”. “В связи с давлением на бизнес Ostchem (управляет химзаводами Фирташа) со стороны заинтересованных депутатов “Народного фронта” и их представителей на руководящих позициях во власти Group DF объявляет об остановке предприятий Ostchem – черкасского ПАО “Азот” и ПАО “Ривнеазот”, – говорится в релизе компании.

В Group DF отметили, что работе предприятий мешала “преднамеренная фабрикация” ряда уголовных дел против должностных лиц предприятий Ostchem и против самих заводов, а также “незаконный арест” у заводов основного сырья – газа. “Эти действия лишили предприятия возможности работать. Они направлены на уничтожение бизнеса и рабочих мест и наносят вред целым отраслям украинской экономики”, – акцентировали у Фирташа. А заявления министра МВД Арсена Авакова о расследовании “сфабрикованного дела” против руководства Ostchem в Group DF расценивают “как преследование по политическим мотивам и очередную попытку давления на бизнес и правосудие”.

Такие обвинения нардеп из “Народного фронта” Антон Геращенко назвал “шантажом правительства”. Он предложил конфисковать черкасский “Азот” и “Ривнеазот” для покрытия долгов Ostchem перед государством, по поводу которых компания продолжает судебные разбирательства с НАК “Нафтогаз Украины”. А затем, как считает Геращенко, заводы целесообразно “или продать международным химическим концернам за наивысшую цену, или поставить эффективного государственного менеджера, который будет развивать эту важную для экономики Украины отрасль”.

За арест имущества химзаводов Фирташа в конце апреля высказывался и премьер-министр Арсений Яценюк.

Как развивался конфликт

Первое давление со стороны Арсения Яценюка химики Фирташа ощутили в октябре 2014 г. Тогда премьер издал постановление, которым запретил заводам Ostchem использовать собственный природный газ, накопленный в подземных хранилищах “Укртрансгаза”. Этот ресурс Фирташ приобрел у российского “Газпрома” в 2013 г. за счет кредита Газпромбанка. Долг в $850 млн. за эти поставки Ostchem не погасил до сих пор. Параллельно “Нафтогаз” предупреждал менеджеров предприятий Ostchem о возможном прекращении поставок газа в случае, если они не заключат новые договоры с государственным поставщиком – самим “Нафтогазом”.

Этим воздействие на химзаводы Фирташа не ограничилось. Ostchem регулярно получал судебные претензии от “Нафтогаза” и его дочерней компании “Газ Украины” за приобретенный химзаводами в 2010-2011 гг. газ, который не оплачен до сих пор. Как уточнили в “Нафтогазе”, суммарная задолженность промпредприятий, входящих в группу Ostchem, по состоянию на начало апреля составляла более 4,8 млрд. грн. Из этой суммы задолженность непосредственно перед НАК – 363 млн. грн., а перед “Газом Украины” – 4,48 млрд. грн. Из общего объема задолженности подтверждена судами и находится на стадии исполнительного производства выплата на две суммы: 630,7 млн. грн. и 19,7 млн. грн. Ожидалось, что они будут принудительно взиматься после окончания отсрочки – с 1 мая 2015 г. “Также почти 363 млн. грн. выиграно в суде первой инстанции, однако на решение подана кассация. А 6 апреля постановление Высшего хозсуда Украины оставило в силе решение суда первой инстанции относительно взыскания долга концерна “Стирол” в 103 млн. грн.”, – уточняют в “Нафтогазе”. Помимо прочего, в судебном порядке “Нафтогаз” добивался банкротства черкасского “Азота” – самого мощного производителя селитры в Украине.

Несмотря на все упомянутые перипетии, попытки Кабмина оставить химзаводы Фирташа без газа не увенчались успехом. До мая 2015 года предприятия все же смогли использовать собственный ресурс из подземных хранилищ для производства удобрений. А благодаря судебным решениям Ostchem сумел избежать оперативного возмещения накопившихся долгов перед “Нафтогазом”.

Чтобы достичь поставленной цели, Кабмин передал рычаги влияния на Ostchem министру внутренних дел Арсену Авакову. По личному поручению Арсения Яценюка, о котором он сообщил в канун майских праздников, глава МВД завел уголовное дело на заводы-должники “за расхищение государственной собственности”, арестовал их имущество, а также запретил выезд за границу предправления черкасского “Азота” Виталию Склярову. Наконец, с согласия премьера Аваков через постановление Печерского райсуда арестовал оставшиеся объемы природного газа Ostchem в украинских ПХГ. Речь идет об 500 млн. куб. м на более чем 4 млрд. грн. Этого объема газа черкасскому “Азоту” и “Ривнеазоту” хватило бы на 3 месяца работы в предстоящий осенний сезон – с сентября по ноябрь. Так были созданы предпосылки для остановки химпредприятий Фирташа.

Вместе с тем, НАК “Нафтогаз Украины” сообщила, что готова возобновить поставки газа на заводы Ostchem только на условиях 100%-ной предоплаты за энергоноситель. При этом предправления НАКа Андрей Коболев обратил внимание менеджеров Фирташа на то, что задолженность предприятий не погашается в течение 3-6 лет. “Отказ от оплаты важнейшего для химпроизводства сырья в этих условиях очень сложно объяснить другим потребителям Украины, которые исправно оплачивают газ”, – сказал он.

Аграриев ждут проблемы

Конфликт с Ostchem, активизировавшийся усилиями правительства, затрагивает интересы украинских аграриев. Из-за остановки предприятий Ostchem они остаются без отечественных удобрений. Государственный Одесский припортовый завод и “ДнипроАзот” (контролируется менеджментом группы “Приват”) производят преимущественно удобрения, ориентированные на экспорт – карбамид и аммиак. Также они не выпускают необходимую аграриям аммиачную селитру или карбамидо-аммиачную смесь (КАС) – эти удобрения производят только заводы Ostchem, которые представляют для аграрного сектора Украины большую значимость, поскольку ориентированы на удовлетворение спроса внутреннего рынка. Кроме черкасского “Азота” и “Ривнеазота” селитру могут производить ЧАО “Северодонецкое объединение “Азот” и горловский “Стирол”, принадлежащие Ostchem. Но они были остановлены в мае 2014 г. из-за обострения вооруженного противостояния на Донбассе.

Судя по развитию взаимоотношений Кабмина с предприятиями Фирташа, правительственных чиновников дефицит удобрений собственного производства для отечественных аграриев заботит в последнюю очередь. Вопреки задекларированной стратегии импортозамещения и поддержки украинской промышленности, еще осенью 2014 г. Яценюк предупредил, что Украина начнет импортировать все необходимые ей удобрения, если будет такая потребность. Но глава правительства явно не учитывает то обстоятельство, что Евросоюз, который стал для Украины приоритетом в развитии внешнеторговых связей, не способен покрыть потребности украинских сельхозпроизводителей в селитре. Европейские химики не обладают лишними мощностями для производства 1,8-2 млн. т селитры, которые украинский агросектор потребляет ежегодно. Селитра – самое ходовое и массово потребляемое удобрение в Украине. Но в Европе давно в приоритете другие удобрения, с большим содержанием азота. Для аграриев в странах ЕС селитра – это, скорее, уже история, чего не скажешь о предпочтении украинских сельхозпроизводителей.

Российской селитры как альтернативы в Украине тоже не будет. Group DF 19 мая 2015 г. добилась в высших судебных инстанциях окончательного решения по установлению заградительной пошлины (36,03%) на это удобрение для основного ее поставщика – российского “Еврохима”. Для остальных российских компаний пошлины на селитру, поставляемую в Украину, также действуют до 2018 г.

Если конфликт правительства Яценюка с Ostchem не будет разрешен и заводы не пущены не будут, то к началу 2016 г. следует ожидать массового импорта азотных удобрений в Украину для компенсации их дефицита на внутреннем рынке. Цена вопроса – около $1 млрд. Ввоз такого количества удобрений увеличит отрицательный торговый баланс Украины и рискует уничтожить отечественное производство селитры.

Фирташа ждут в Украине

У Яценюка рассчитывают на непосредственное участие Дмитрия Фирташа в урегулировании возникшей ситуации. Аваков не исключил прибытие в Украину олигарха, который больше года пребывает в Вене, для допроса по делу о мошенничестве при поставках газа. “Надеюсь, мы сможем его допросить – либо в Украине, либо его экстрадируют в США, там мы сможем провести процессуальные действия”, – отметил Аваков.

30 апреля Земельный суд Вены отказал американским правоохранителям в экстрадиции Фирташа в США, где он обвиняется в коррупции и создании преступной группировки для получения доступа к титановым месторождениям в Индии. Американские прокуроры объявили, что подадут апелляцию на отклонение их запроса. До вступления решения венского суда в окончательную законную силу Фирташу запрещено покидать Австрию. (forbes.ua/Химия Украины и мира)

 

Exit mobile version