Новые упаковочные решения диктуются не только потребительским спросом. Однако рост цен на сырье для упаковки, который приводит к ее удорожанию, не “останавливает” потребителя. Полимерная упаковка (ПУ) не дешевеет, но высокими темпами дорожают другие виды упаковки. Потому растет спрос на ПУ и увеличивается число игроков на этом рынке.
Эти вопросы разъясняет председатель совета директоров группы предприятий “Готэк” Владимир Чуйков.
“Для российского рынка упаковочных изделий характерны опережающие темпы роста в сегменте полимерных и других видов гибких упаковок. Это отвечает и общемировым трендам в этой сфере. Если в 1995 г. в РФ рынок гибких упаковочных материалов (ГУМ) составлял только 85 тыс. т, то в 2008 г. – 630 тыс. т. В 2014 г. этот показатель составил 835 тыс. т. Среднегодовой темп роста в этом упаковочном сегменте в 2008-2014 гг. достигал 9% против примерно 20% за 1995-2008 гг. При таких перепадах в темпах роста показатели оказались выше по сравнению с темпами роста гофрокартонной продукции: 14% в 1995-2008 гг. и 7% в 2008-20014 гг. в среднем за год. Что касается трендов текущего года, большое влияние на них оказывают замедление темпов роста рынка практически во всех “упаковочных” секторах; дорожание сырья и рост издержек производства упаковочных материалов; дефицитность инвестиций, в том числе из-за высоких ставок по кредитам. Так, за январь-апрель 2014 г. объем рынка ГУМ в РФ составил 262 тыс. т, за тот же период 2015 г. – 268 тыс. т. Это всего лишь 2%-ный рост. Но у ГУМ могут быть благоприятные перспективы ввиду резкого удорожания сырьевой базы для изготовления других видов упаковки. За октябрь 2014 г. – июнь 2015 г. цена на макулатуру МС-5Б выросла на 65%. В июне 2015 г. цена на МС-5Б обгонит исторический максимум. Ввиду “активного” удорожания этого сырья производителям готовой тарно-картонной продукции потребуется компенсационное повышение цен. Образно говоря, кто бы ни пришел на рынок упаковки, существующее рыночное ценообразование не позволяет окупать вложенные инвестиции. Чтобы отрасль могла обеспечивать потребителей качественной упаковкой, одновременно рассчитываясь с кредиторами, необходим и неизбежен рост цен. При этом на рынке ГУМ, в отличие от сегмента тарно-картонной упаковки, сформированы отношения “производитель сырья – производитель упаковки” и начинается дискуссия о слияниях/укрупнениях. Это является первым шагом к цивилизованным отношениям в сегменте упаковочного рынка. На период до 2020 г. основными факторами влияниям на динамику и структуру рынка упаковки в РФ будут: жесткие требования к привлечению и окупаемости инвестиций; растущее воздействие розничных сетей на развитие технологий упаковки; “зеленые” технологии в производстве сырья; растущее давление азиатских производителей упаковки; новые “упаковочные” стандарты”. (Rcc/Химия Украины и мира)