Химия Украины и мира

Украина: группа «Приват» осваивает нишу на рынке биобензинов

Недавно принятое постановление Кабмина №319 резко расширило список производителей биоэтанола. Так, если раньше таким правом обладало только государство (в лице заводов ГП “Укрспирт”), сейчас этой деятельностью могут заниматься предприятия любой формы собственности, которые обладают соответствующей лицензией.

По данным Минагрополитики, такое решение несет стране сплошные плюсы. Например, это очередной шаг к дерегуляции экономики. При этом власть стимулирует развитие рынка альтернативных видов топлива демократическими методами.

Интерес чиновников к поощрению производства данного сектора нефтерынка можно объяснять по-разному. Оптимисты считают, что таким образом Кабмин делает очередной шаг к энергетической независимости: Украине, мол, выгодно использовать биодобавки в нефтепродуктах, поскольку таким образом можно сократить потребности в нефти, которая закупается за рубежом. Скептики акцентируют внимание на том, что в последнее время власть без разбору копирует все правила западного мира, который давно пытается заменить биоэтанолом (или этиловым эфиром), имеющим растительное происхождение, вредные присадки к топливам типа метилтретбутилового эфира.

В принципе, обе эти версии имеют право на жизнь. Хотя бы потому, что еще 12 февраля 2015 г. был принят Закон “Об упрощении условий ведения бизнеса” №19119, которым отменяется правило обязательного использования биоэтанола в нефтепродуктах, предусмотренное Законом №497017. Если отключить оценочное суждение и смотреть на текущий расклад через призму фактов, напрашивается вывод: постановлением правительства №319 дублируются отдельные нормы закона №497017. Теоретически это значит, что Украина может вновь вернуться к идее обязательного использования биоэтанола в нефтепродуктах. Для трейдеров такая перспектива – страшный сон.

Этот комплекс объясняется неготовностью рынка к поголовному переходу на торговлю “бионефтепродуктами”. Во-первых, потому что весомая часть украинских автомобилистов пользуется устаревшим транспортом, который не способен переваривать биогорючее. Во-вторых, Украина не в состоянии обеспечить потребности внутреннего рынка в биоэтаноле, ведь в розницу продается около 5 млн. т горючего, под которые нужно найти порядка 250 тыс. т биоэтанола, тогда как по факту его производится вдвое меньше.

Решать проблему дефицита биоэтанола с помощью его импорта никто не будет, так как эта операция облагается высокой ставкой акциза, тем самым делая неконкурентоспособным полученный на выходе продукт. Таким образом, многие трейдеры могут оказаться на грани остановки. С одной стороны – это идеальные условия для перекраивания рынка, с другой – возможность формирования критической массы недовольных действиями правительства. Такого развития событий Арсений Яценюк не допустит как минимум до окончания надвигающихся местных выборов. Но это отнюдь не помешает его окружению уже сейчас зарабатывать на отказе государства от монополии на производство биоэтанола.

Речь о том, что крупнейшим частным производителем биоэтанола в стране является инжиниринговая производственная группа “Техинсервис”, которая входит в сферу влияния замглавы “Народного фронта” Андрея Иванчука, а также лидера группы “Приват” Игоря Коломойского. При наличии столь авторитетных кураторов у “Техинсервиса” и так не было проблем со сбытом продукции – он продавал порядка 40 тыс. т биоэтанола в год. Но сейчас статус этой компании в глазах ее бенефициаров может резко вырасти. Во-первых, потому что тандем Иванчук – Коломойский получает возможность пользоваться преимуществами Закона “О ставках акцизного сбора на спирт этиловый и алкогольные напитки” №178/96ВР, который предусматривает нулевую ставку на биоэтанол, используемый при изготовлении смесевых бензинов. Во-вторых, ничто не помешает “Техинсервису” замкнуть оптимизационную цепь всего нефтяного бизнеса днепропетровского миллиардера. И “Приват” может официально резко увеличить объемы продаж через собственную сеть автозаправочных станций так называемого альтернативного (спиртсодержащего) топлива. Благодаря этому он получает возможность платить акциз EUR99/т, а это на 51% меньше налога на традиционный бензин Аи-95.

В этом контексте поле для деятельности в оптимизации налоговой нагрузки у “Привата” колоссальное: ежегодно днепропетровцы продают до 900 тыс. т традиционных бензинов и только 10 тыс. т биобензинов. Теперь это соотношение может измениться зеркальным образом, принося “экономию” сотен миллионов гривен. И это станет достойной компенсацией потерь, которые Игорь Коломойский понес после того, как весной на принадлежащем ему Кременчугском НПЗ Минфином был установлен акцизный пост. (comments.ua/Химия Украины и мира)

 

Exit mobile version