Россия решила поддержать Грецию и изучает возможность прямых поставок энергетического сырья в страну, рассказал министр энергетики Александр Новак. Минэнерго рассчитывает прийти к соглашению за несколько недель.
Новак говорит о поставках нефтепродуктов, утверждает федеральный чиновник, если будет такая задача, будут экспортироваться и бензин, и дизельное топливо, и прочие продукты в нужном количестве. За нехватку нефти переживать не стоит, считает чиновник: поставки законтрактованы на месяц вперед, так что проблем не будет. “Неверно воспринимать, что Москва собирается открыть некий канал помощи для Греции, но, исходя из добрых отношений, мы готовы делать какие-то шаги по поддержке ее страдающей экономики”, – объяснил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Грекам это будет интересно только в одном случае – если будут скидки, уверен старший экономист Vygon Consulting Сергей Ежов, значит, за это кто-то должен заплатить: либо компании (за счет снижения цены), либо бюджет (через снижение пошлин) – и то и другое под большим сомнением. Песков об условиях поставок говорить не стал, но указал: одно дело – покупать на бирже, другое – прямые поставки, цена может быть привлекательнее.
Вряд ли компании будут снижать цены по директиве или неформальной просьбе – даже у государственной “Роснефти” есть частные акционеры, они будут возмущены, предупреждает Ежов, но возможно снижение пошлин. Для дизельного топлива это 48% от нефтяной, для бензина – заградительная 78%; налоговый маневр постепенно снижает их. На поставки в Грецию они могут снизиться быстрее, полагает Ежов, хотя прецедентов таких поставок странам ЕС не было. Россия поставляет нефтепродукты без пошлины в страны Евразийского экономического союза, напоминает он, но в любом случае это вопрос выпадающих доходов бюджета и нужен ответ Минфина. Минфин не ответил на запрос.
По данным ФТС, в 2014 г. российские компании экспортировали 4,2 млн. т бензина, дизельного топлива – 47,4 млн. т; за январь-май 2015 г. – 2,1 млн. и 23,6 млн. т соответственно. В Грецию экспортируется только дизельное топливо: 587 296 т в 2014 г. и 195 672 т в этом. “Роснефть” в 2014 г. продала в Европу и “другие направления” 43,3 млн. т нефтепродуктов (20,9% всех продаж). У “Роснефти” есть доля в германской Ruhr Oel, которая в 2014 г. переработала 10,7 млн. т нефти. Есть ли какие-то поставки в Грецию, не известно, компания не ответила на запрос. “Газпром нефть” в 2014 г. экспортировала 15,6 млн. т в страны дальнего зарубежья, у нее в Сербии есть НПЗ NIS. “Башнефть” в 2014 г. продала в страны, не входящие в Таможенный союз, 8,9 млн. т. Поставляют ли эти компании что-то в Грецию, не ясно, их представители от комментариев отказались. Точно поставляет в Грецию “ЛУКойл” с НПЗ в болгарском Бургасе. Этот завод производит топливо класса “Евро-5” с 2009 г., в 2014 г. он переработал 6 млн. т нефти, следует из отчета компании. Поступала ли от правительства просьба увеличить продажи нефтепродуктов в Грецию, представитель “ЛУКойла” не сказал. У “ЛУКойла” есть разные просьбы к правительству – например, о праве работать на шельфе, отмечает федеральный чиновник.
Для российских компаний в экспорте в Грецию ничего страшного нет; экспорт нефтепродуктов в 2015 г. впервые за много лет стал выгоднее поставок на внутренний рынок, указывает Ежов. В Греции разрешен оборот только топлива класса-5, российские компании почти никогда не экспортировали его, но в 2015 г. начали поставлять, продолжает он, а ситуация уникальная – в этом году внутренний рынок опять может стать премиальным. Если этого не произойдет, есть еще риск дефицита топлива на внутреннем рынке, предупреждает сотрудник нефтяной компании. С 2016 г. в России также будет разрешен только 5-й класс, компании предупреждали, что могут не произвести нужного количества. Если 5-й класс пойдет и на экспорт, риски дефицита вырастают, заключает сотрудник компании. Риск дефицита топлива есть, подтверждает чиновник Минэнерго.
На фоне сложных переговоров Греции с кредиторами Россия решила напомнить о себе, показать, что она большая европейская держава, говорит эксперт Центра Карнеги Александр Баунов, но речь для Москвы может идти исключительно о пропагандистских выгодах – стать посредником в переговорах между Афинами и Брюсселем Владимир Путин все равно не сможет. (Ведомости/Химия Украины и мира)