Химия Украины и мира

Украина: заводам Дмитрия Фирташа в Крыму предъявили счет за газ

Бизнесмен Дмитрий Фирташ, от предприятий которого в Украине требуют погашения задолженности за газ в $286 млн., столкнулся с аналогичными проблемами в Крыму. Его “Крымский титан” и «Крымский содовый завод» не заплатили “Черноморнефтегазу” за газ около 750 млн. руб. В Украине бизнесмену уже угрожали национализацией, но в Крыму пока говорят о возможности начала процедуры банкротства заводов.

Гендиректор крымского “Черноморнефтегаза” Сергей Бейм сообщил, что долг компаний украинского бизнесмена Дмитрия Фирташа “Крымский титан” и “Крымский содовый завод” за газ составляет около 750 млн. руб. По его словам, это около трети общей задолженности потребителей “Черноморнефтегаза”. Бейм усомнился, что рост долгов предприятий Фирташа вызван экономическими факторами, так как после вхождения Крыма в состав РФ они получают газ дешевле – $120-130/1000 куб. м вместо $200 в Украине, в то время как стоимость их продукции не снижалась.

Сергей Бейм пояснил, что представители предприятий на совещаниях объясняют возникновение задолженности проблемами производства, связанными с переходным периодом. “Но я в это не верю, – замечает топ-менеджер. – Если бы у них были проблемы с производством или сбытом, то такого высокого уровня потребления газа у них бы не было”. Источники подтверждают, что заводы работают в штатном режиме и проблем с сырьем у них нет. В Group DF, объединяющей активы Дмитрия Фирташа, ранее поясняли, что после того, как компания лишилась прав аренды на Вольногорский ГМК и Иршанский ГОК, компания закупает сырье на тендерной основе. В Group DF, “Крымском титане” и «Крымском содовом заводе» ситуацию не комментируют.

Последний раз претензии к заводам в регионе звучали в ноябре 2014 г. Тогда глава Крыма Сергей Аксенов говорил, что предприятия должны подготовить программу реконструкции, а местное правительство “оказывает содействие в нормализации ситуации”, но не исключал “принудительных мер” в отношении завода. Но с тех пор вопросов к предприятиям у властей не возникало.

Фактически заводы в Крыму – единственные работающие химические активы Дмитрия Фирташа. Его бизнес в Украине в последний год сталкивается с серьезными проблемами. Все крупные азотные предприятия Фирташа стоят (“Стирол” и северодонецкое объединение “Азот” с мая 2014 г. из-за боев в Донбассе, а “Ривнеазот” и черкасский “Азот” с мая 2015 г. – из-за конфликта с властями). Власти Киева требуют от бизнесмена $240 млн. долга за газ и угрожают национализацией активов. Также в июне Хозяйственный суд Запорожской области обязал “Стирол” выплатить госкомпании “Газ Украины” более $46 млн. за газ. Кроме того, суд в Украине наложил арест на 86 объектов недвижимости и собственности компаний группы Ostchem Дмитрия Фирташа по делу о злоупотреблении служебным положением бывшим руководством “Нафтогаза Украины”. Топ-менеджеров “Нафтогаза” и Дмитрия Фирташа обвиняют в нанесении ущерба на $3,3 млрд. МВД Украины подозревает бывшее руководство “Нафтогаза” в сговоре с главами газового трейдера Фирташа Rosukrenergo и ряда других компаний, которые владели 50% акций трейдера. В 2009 г. Стокгольмский арбитраж обязал “Нафтогаз” вернуть Rosukrenergo изъятые в январе того же года 11 млрд. куб. м газа и выплатить неустойку в $1,1 млрд. По мнению силовиков, решение суда стало возможным только при сговоре руководства “Нафтогаза” с Дмитрием Фирташем. А с 2014 г. Дмитрий Фирташ обвиняется США в даче взятки индийским чиновникам для получения разрешения на добычу полезных ископаемых. Бизнесмена по запросу ФБР арестовали в Австрии в марте 2014 г., но суд пока не соглашается на его экстрадицию.

Глава Счетной палаты Крыма Анатолий Заиченко заявил, что о национализации в Крыму (ряд украинских активов в 2014 г. был признан собственностью региона) “больше не может быть и речи”. По его мнению, крымские власти должны действовать, как и в любом другом субъекте РФ: “Если какое-либо предприятие не может расплатиться с кредиторами, то может быть задействован механизм обращения судебных взысканий на их активы, в том числе и в интересах Республики Крым и госпредприятий. Это международная практика ответственности по финансовым обязательствам”. (kommersant.ru/Химия Украины и мира)

Exit mobile version