Если частные компании будут допущены к работе на арктическом шельфе, неизбежно встанет вопрос о дальнейшей либерализации экспорта сжиженного природного газа (СПГ), сообщил федеральный чиновник. Частные компании просят допустить их к шельфу для добычи нефти, но система экспорта СПГ, которая есть, должна меняться, сказали два профильных чиновника.
После решения о допуске частных компаний к шельфу этот вопрос будет обсуждаться, подтвердили оба, хотя не обязательно будет принято решение об изменении существующих правил экспорта. Решение о допуске частных компаний на шельф может быть принято в октябре на президентской комиссии по ТЭКу. Предложения о либерализации шельфа готовят Минприроды и Минэнерго. Представитель Минприроды не ответил на вопрос, последует ли за этим и либерализация экспорта СПГ. “Частные компании имеют возможность продавать свой газ лицам, у которых есть право на его экспорт”, – сообщил представитель Минэнерго.
Если права на экспорт нет и газ можно продать только по внутренним ценам, компании, имеющие право экспорта, такой газ дорого не купят, говорит сотрудник одной из нефтегазовых компаний. Большая часть ресурсов Арктики – газ, добывать его на шельфе дорого, поэтому поставлять на внутренний рынок, где цены регулируются, невыгодно. Добыча может стать рентабельной, если производить СПГ на экспорт, уверен директор Small Letters Виталий Крюков.
Инициатором доступа частных компаний к шельфу был президент “ЛУКойла” Вагит Алекперов. И только “ЛУКойл” после выхода на шельф сможет претендовать на экспорт СПГ, считает председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный. Сейчас по закону экспортировать СПГ могут “Газпром”, “Роснефть” и компании, лицензии которых на недра на 1 января 2013 г. предусматривали строительство завода СПГ, т. е. только проект “Новатэка” “Ямал СПГ”.
“ЛУКойл” уже пытался изменить действующий закон. Летом 2014 г. компания обратилась в Российское газовое общество (его возглавляет Завальный) с просьбой внести поправку, которая исключит из закона дату, на которую в лицензии должна быть учтена возможность строительства завода СПГ. Но Российское газовое общество вносить эту поправку отказалось. Ее принятие фактически отменит госрегулирование экспорта СПГ, это неприемлемо без замены нормы на гибкое регулирование экспорта, говорилось в отзыве общества, но там же сказано, что инициативу “ЛУКойла” необходимо изучать и дальше, чтобы вносить новые поправки.
Изменить закон пытается и “Роснефть”. Весной 2014 г. она договорилась об участии в проекте “Печора СПГ” с группой Alltech. Но лицензии “Печоры СПГ” на 1 января 2013 г. не предусматривали строительство завода СПГ. Поправка, которая сдвигала эту дату на 1 июля 2014 г. и давала проекту право на экспорт, внесена в Госдуму депутатом Валерием Язевым год назад, правительство дало нейтральный отзыв. Но до сих пор молчит правовое управление президента.
Только президент может принять такое решение, считает Завальный, но, чтобы менять законодательство под “Печору СПГ” или “ЛУКойл”, сначала необходимо убедиться, что их СПГ не пойдет на рынки, где будет конкурировать с другим российским газом.
Президент “Роснефти” Игорь Сечин категорически против допуска частных компаний на шельф. Но в части либерализации экспорта СПГ его интересы могут совпасть с интересами “ЛУКойла”. Поправка Язева допустит “Печору СПГ” к экспорту и ограничит “ЛУКойл”, но этого может быть недостаточно, говорит один из собеседников, “Роснефть” хочет получить из нераспределенного фонда и внести в проект Лаявожское и Ванейвисское месторождения, на которые поправка Язева распространяться не будет. “Вновь двигать дату будет некрасиво, проще вообще отказаться от датирования (что и предлагал “ЛУКойл”)”, – сказал он.
“Роснефть” и Alltech работают над согласованием документов, принято решение обновить ряд условий сделки, совместное предприятие по проекту планируется создать во второй половине 2015 г., сообщил представитель “Роснефти”. Зависит ли сделка от изменения законодательства, он не сказал. Представитель “ЛУКойла” отказался от комментариев. (Rcc/Химия Украины и мира)