Маркетинговое агентство DSM Group подготовило обзор продаж зубных паст в аптеках за I полугодие. Российский рынок зубных паст практически в равном объеме поделили российские и импортные производители: 45% и 50% продаж соответственно. Потребители, как и год назад, стабильны в своем выборе и больше всего отдают предпочтение российскому брэнду R.O.C.S. и немецкому Lacalut.
По данным агентства, в I полугодии через аптечную сеть были реализованы 9,7 млн. упаковок зубной пасты (для взрослых и детей) на 1,1 млрд. руб. Это на 7,3% больше, чем в I полугодии 2014 г., в стоимостном выражении и меньше на 12,3% в натуральном выражении. Средневзвешенная стоимость упаковки зубной пасты по итогам 6 месяцев составила 120 руб., что на 22,3% больше, чем за аналогичный период 2014 г.
По итогам полугодия в аптеках было представлено более 100 наименований зубных паст и более 800 позиций с учетом формы выпуска и объема упаковки. Основные игроки рынка, зарубежные и российские, определились. Среди зарубежных производителей – Colgate, Procter & Gamble (брэнд “Бленда-А-Мед”, “Блендакс”), GlaxoSmithKline (“Сенсодин”, “Пародонтакс”, “Аквафреш”), Arcam (Lacalut/”Лакалют”), Betafarma (“Президент”). На долю этих компаний приходится около 50% продаж в аптечном секторе. Среди российских брэндов можно выделить “Еврокосмед” (ROCS), “Сплат-Косметика”, “Вертекс” (“Аспета”), концерн “Калина” (“Лесной бальзам”), “Фармасофт” (“Мексидол”). ТОП-5 российских производителей занимают 44% аптечного сегмента.
Рынок зубных паст высококонцентрирован: на ТОР-10 брэндов приходится 91,5% стоимостного объема продаж и 88,1% натурального. Четверка лидеров среди брэндов в I полугодии осталось неизменной по сравнению с предыдущим годом, при этом доля лидеров – брэнды ROCS и Lacalut – составила около половины рынка.
В рейтинге брэндов по стоимостным объемам продаж за полугодие первые 3 места занимают R.O.C.S. c долей 29,6% (прирост 13,6%), «Лакалют» с 21,3% (прирост 1,5%) и Splat с долей в 9,8% (прирост 7%). Далее следуют «Сенсодин» с долей 8,9%, «Парадонтакс» – 6,7%, Colgate -4,7%, «Президент» – 4,5%, «Асепта» – 2,2%, «Элмекс» – 1,9% и «Аквафреш» – 1,9%. Брэнды Colgate и “Президент”, единственные из ТОП-10, снизили объемы реализации на 23,3% и 2,3% соответственно.
Таким образом, в первые 6 месяцев 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. в рейтинге брэндов произошли следующие изменения: поменялись местами пары брэндов “Пародонтакс” (+1) – Colgate (-1), брэнд “Бленда-А-Мед”, продолжив снижение объемов продаж 2014 г., покинул ТОР-10, а брэнд “Аквафреш”, поднявшись на 2 строчки, попал в рейтинг.
В рейтинге брэндов по натуральным объемам продаж за полугодие лидерами являются брэнды «Лакалют» с долей в 20,1% (-19,8%), R.O.C.S. с долей 19,9% (+2,3%) и Splat с долей 13,2% (-3,9%). Далее следуют Colgate с долей 8,2% (-39,4%), «Сенсодин» – 7,6% (-9,1%), «Пародонтакс» – 6,5% (прирост 3,5%). Замыкают хит-парад брэнды «Пародонтакс», «Президент», «Лесной бальзам», «Асепта» и «Бленд-А-Мед». Практически все брэнды, кроме трех (ROCS, “Пародонтакс” и “Аспета”), показали отрицательный рост объемов продаж в упаковках. Максимальное падение продаж коснулось брэндов Colgate (-39,4%) и “Бленда-А-Мед” (-36,7%).
Максимальный прирост стоимости упаковки показали брэнды “Аквафреш” (+34,5%) и “Сенсодин” (+31,9%), минимальный – “Президент” (+7,9%). (Ruhim/Химия Украины и мира)